Вход

Шри б.к.с. Айенгар: Как идти за пределы своей силы воли

Шри б.к.с. Айенгар: Как идти за пределы своей силы воли
текст
Много раз я задавалась вопросом: если бы Гуруджи не сделал практику йоги делом всей своей жизни, кем бы он тогда мог быть?

Человек без денег, приехавший совершенно один в незнакомое место, где даже его родной язык никто не понимал, без поддержки семьи и друзей... Никто не знал его, и он тоже никого не знал. Ему не на что было надеяться, но он остался, боролся и выжил. Как вы думаете, не закрадывались ли ему в голову мысли о том, чтобы заняться чем-то другим, что могло бы принести ему достаточную сумму денег, и сделало бы его жизнь немного проще? Конечно, это вполне возможно, и, учитывая ситуацию, в этом не было бы ничего плохого. Тогда, что заставило его идти и продолжать двигаться по пути йоги, несмотря на все трудности?

Те, кто наблюдал практику Гуруджи в последнее время, должны были видеть его, выполняющим Капотасану на стуле, остающимся в позе до тех пор, пока не начинает казаться, что время почти остановилось! Несколько месяцев до этого Гуруджи повредил колено, поэтому, когда он в очередной раз пытался сделать Капотасану на стуле, ему было тяжело согнуть ноги и завести их под стул. Но он все равно пытался это сделать.

Мы удивлялись, почему он так упорно продолжает бороться? Что случится, если он не сделает эту позу в этот единственный день? Он всегда мог вернуться к ее выполнению после восстановления колена. Мы пытались ему помочь и предлагали использовать различные материалы, но Гуруджи сказал невозмутимо: «Оставьте. Я просто сделаю позу на полу».
Он опустился на пол, и сделал позу на Халасана-боксе. Мы стояли вокруг него, ошеломленные, а он сказал: 

  Идите, идите и занимайтесь собственной практикой. 

Позже я спросила его: «Зачем в таком возрасте ты так много борешься?». 

Он ответил:


  Йога – это не выполнение того, что тебе нравится, и не выполнение того, что ты можешь.
 
Я удивилась его силе воли и спросила: «Как воспитать в себе такую силу воли?». 

Он ответил: 

“ Это не сила воли. Это ты делаешь столько, сколько тебе позволяет твоя сила воли. Я же не раб тела, я не раб ума. Занимаясь йогой, ты должна идти за пределы своей силы воли.


Между этими двумя историями – более 70 лет, но они связаны одной нитью. Что заставило его погрузиться в предмет йоги? Что заставляет его оставаться погруженным в йогу сейчас?

Я пыталась найти рациональный ответ, который соответствовал бы моему нынешнему образу мышления, но я не нашла его. Однако около 2 500 лет назад Махариши предложил прекрасный ключ к моим сегодняшним вопросам. В сутре 12-15 он обращается к концепциям абхьясы и вайрагьи. Он говорит: sa tu dirghakala nairyantarya satkarasevito drdhabhumih I.14

Абхьяса – это практика, выполняемая в течение длительного периода времени, непрерывно, и наполненная саткарой. Саткара – уважение, почтение, благоговение. 

Что такое благоговение? Это чувство или отношение глубокого уважения, с оттенком трепета. Слово «трепет» может иметь и негативное значение - онемение, страх. Но почтение – это положительная эмоция, которая больше ассоциируется с активной вовлеченностью и ответственностью по отношению к тому, что или кого мы почитаем.

Когда каждый аспект жизни – как бурная горная река, когда каждый шаг – это борьба, почтение рассеивается, оно просто исчезает. Когда каждый угол наполнен тьмой и одной только ею, откуда это качество почитания может появиться? Предельно тяжелая жизнь с одной стороны, и тонкая, уважительная практика с другой – как эти две противоположности могут идти рука об руку?

Однажды Гуруджи сказал мне во время практики: 

 “ Почему ты не вкладываешь все свое сознание в это? В тебе нет любви к этому предмету. 

Затем он озорно улыбнулся и сказал: 

 “ Ты только знаешь, как любить своего мужа. Я любил свою жену, но я так же сильно любил и йогу.

Саткара может прийти тогда, когда есть любовь, чистая необусловленная любовь. 

«Йога – это образ жизни. Когда есть йога, все остальное не имеет для меня значения».

Абиджата Шридхар о Б.К.С. Айенгаре. 




aengar.jpg

Комментарии

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий.