Вход

Корона эгоизма

Корона эгоизма
текст
Нет человека, заслуживающего большего сожаления, чем тот, кто думает, что ему нечего в себе менять.
Бхакти Сидханта Сарасвати Тхакур

Гибрис – так гордыню называли в древней Греции. «Гордыня слышит только самоё себя. Гордыня замкнута в себе, она пожирает самоё себя, живёт в своём мире, в своей тюрьме», – отец А. Мень. В гордыне человек ослеплён и, словно соревнуясь с Богом и судьбой, самодовольно и неистово доказывает, что добивается всего сам.

1. Гордыня – это безнравственная необузданная страсть всегда и во всём превосходить всех и вся. Это не созидательная страсть. Человек ведёт себя так не от глубоких размышлений о цели жизни, её назначении и сущности. Человек словно «заведён» и не осознаёт, что он нарушает нравственные нормы, не мыслит о данности жизни Богом, не осознаёт свою ответственность за последствия, границы норм растворяются, принимая чуждые естественной жизни формы.

2. Гордыня как двигатель – тотальное состояние рационального ума, подтверждающего себе и всем, что он жив, процветает, что без него хозяину не выжить. В любых делах: в споре, размышлении, планировании, анализе, рефлексии, ум гордеца ищет не истину, а пытается доказать свою исключительность. Чем более ум ущербен, тем агрессивнее он защищается. Гордыня – это всегда защитное средство мозга, это забрало, чтобы скрыть истинное лицо, быть неизменным, это отпугивающий маркер защиты, маска, за которой человек прячет свою суть (персона по Г. Юнгу). Так ум обретает поле бесконтрольной независимости от правого полушария, способного интуитивно чувствовать и знать истину, взаимодействовать с сердцем и душой человека, быть на связи с мировым информационным банком и устремляться к Истине.

3. Гордыня – превознесение собственной личности и своих достижений. Говоря о цели жизни, мы имеем дело с избранными принципами, убеждениями человека. Гордыня содержит глубокий уровень негативных, противоестественных для адекватного человека устремлений. По причине отрицания Бога и необходимости духовно-нравственного движения гордыня признана в религиях Мира грехом. Современная наука доказывает это положение.


Нейрофизиология гордыни

Это особый нейрофизиологический комплекс, доминирующий в деятельности головного мозга человека. В соответствии с этим, гордыня – это постоянно доминирующий очаг повышенной возбудимости клеток коры головного мозга, с акцентуацией на личное превосходство и с пренебрежительным отношением к другим людям. 

Как установлено мыслителями и психологами ‒ это переживание означает наличие внутреннего раскола личности и является наиболее устойчивым болезным состоянием психики. Низкая оценка от окружающих людей в любой форме глубоко проникает в подсознание и вызывает внутренний протест как несоответствие вибрациям, присущим данному человеку. Переживания унижения соответствуют регрессии психики человека.

Эмоционально-чувственное переживание захватывает правую долю мозга сильной эмоцией, сопровождающейся мощным энергетическим выбросом в кровь катехоламинов ‒ гормонов стресса. Это способствует формированию связей между мозговым центром и органами тела, испытавшими нервное и гормональное воздействие. В левом мозговом центре (Л) запускаются процессы рефлексии по поводу переживания, но они несравнимо более слабые по энергетике, нежели взрывная реакция в правом полушарии. Этот очаг становится своеобразным пропускным пунктом мыслей, решений, планов человека. При этом, доминанта, словно под увеличительным стеклом, показывает любую мелочь, могущую иметь отношение к прошлому переживанию унижения. При этом человек не замечает тонкой подтасовки. В первый же миг возникновения задачи она захватывает пространство мозга эмоцией, не позволяя разуму вступить в рациональное действие. Пережитое человеком унижение заставляет его вновь переживать комплекс неполноценности. Это является причиной многих неврозов.

Эта доминанта для человека становится невыносимой, он ищет как спасение другое переживание, которая будет компенсировать болезненные переживания. И она должна быть сильнее первой доминанты. Человек жаждет избавиться от самобичевания, самоуничижения, он часто находит быстрый путь к этому в виде стимуляции одобрения, похвалы, преклонения в свой адрес со стороны окружающих. Это ложный путь, а комплекс переживаемой несправедливой униженности неутолим: нужны всё новые и новые подтверждения превосходства над всем и вся. Растёт эмоциональная неукротимость и изощрённость ума, изобретающего всё новые «укрытия». Это общее состояние нервной системы человека. Такое сильное психическое переживание завладевает всем человеком вплоть до нарушения самоорганизации биохимического гомеостаза и способно низвести его на уровень тирана и даже животного, уничтожающего всё, что мешает ему проявлять власть над людьми и Миром.


Истоки гордыни

Становление психики человека напрямую связано с умением дать правильную самооценку. Формируется это умение в детстве и отрочестве. Важную роль при этом играет умение найти свои идеалы как внутренние нравственные опоры. Основными среди них являются идеалы дружбы и любви, реализация себя в обществе и самоидентификация в Мире. Без этих опор человека легко выбить из колеи жизни. Истоки гордыни родом из детства. Уже давно нет рядом тех обидчиков, но он их «носит» с собой всегда. Эти стимулы продолжают толкать его на новые «подвиги», ибо уже сформирована черта характера: болезненное ощущение своей исключительности. Это ложное представление о себе никогда не сможет принести удовлетворения. Отсутствие понимания причины этой неудовлетворённости и заставляет человека бежать по кругу, порождая нетерпимость. 


Как правило, истоки гордыни родом из детства или отрочества. Это понесённое ребёнком незаслуженное, несправедливое унижение со стороны окружающих, пережитая им гамма чувств, жажда компенсации и поиск выхода из состояния унижения. кому.


Это ложное представление о себе никогда не сможет принести удовлетворения. Отсутствие понимания причины этой неудовлетворённости и заставляет человека бежать по кругу, порождая нетерпимость.

Представление личности о своей непревзойденности (она доказывается успехами ) в сочетании с неистребимой нетерпимостью формируют гордыню. Однако, первое (исключительность, непревзойдённость) без второго (нетерпимость) не станет основанием для рождения гордыни, т. к. человек логически понимает возможности и практически (опытно) встречает и замечает исключительно талантливых, непревзойдённых в своей деятельности других людей: актёров, спортсменов, писателей, дизайнеров, учёных…

Сама по себе исключительная талантливость и даже гениальность – слишком малый корень возникновения гордыни. Но именно это часто отмечают в качестве её истока. А вот нетерпимость – это истинный корень гордыни. Не будь её, не было бы жажды тотального превознесения гордеца.


О различении гордости и гордыни


«Гордость светится. Гордыня смердит» ©Б.А.Астафьев

Хорошо известно, что в русском языке каждое слово кодирует только один смысл. Есть слова-синонимы, но нет слов-повторов (копий). В отношении слов и понятий “гордость” и “гордыня” вот уже несколько веков наблюдается путаница.

Слово ось образовалось от древнерусского ость (усики на колосках), обретя значение центральной прямой. А слово остов образовалось от старославянского оставъ, производное слово от стати (остаться, оставлять). Здесь несколько значений: каркас, скелет, план. Исконный древнерусский суффикс с отвлечённым значением – ость в русском языке значит ось (остов, стержень, несущая основа). Например, верность, преданность, душевность, духовность, влюблённость, участливость, отзывчивость, проникновенность, аккуратность, поэтичность, внимательность, кротость. Этот ряд слов можно легко продолжить. Слова кодируют с помощью суффикса – ост различные присущие человеку базовые качества, т. е. качества в остове (основе) человека, формирующие его внутреннюю ось.

Достаточно много слов с этим суффиксом, несущих отрицательные характеристики: глупость, черствость, жестокость, жёсткость, властность, крикливость, ревность, самовлюблённость, бездуховность, наглость, мерзость и др. Они образованы аналогично: кодируется остов в характере и внешних проявлениях человека.

Древний корень гърдъ обозначает внутреннюю высоту, то, чем дорожит человек. Речь идёт, конечно, о познании нравственных ценностей и духовных вершинах, куда и должен устремляться человек с целью познания и исполнения своего предназначения. Они часто сравниваются с горными вершинами.

Гордость выражается в понимании своих задач, целей и умении организовать процесс решения задач и достижения целей. Гордость – это внутренняя оценка нормы человеческого самопознания и бытия. Мы говорим о человеке, который великолепно выполняет свою работу с радостью, что он горд своим трудом. Он всегда знает норму общения, откровений, взаимоотношений. Он не переходит границу откровений. Гордый человек не чужд юмора и смеха. Гордость порождает радость!

Гордость может быть не яркой, не заметной, тихой. Но вы всегда узнаете такого человека по привычке не изменять своему достоинству, не быть завистником, уважать достойных людей, уважать коллег, не выставлять себя напоказ.

Гордость – это оценка нормы достоинства человека, его самодостаточности. При этом он требователен к себе, но не жёсток к окружающим. Он знает достоинства людей и не сравнивает их, понимая разнообразие предназначений каждого в отдельности. Гордость не кичится, не превозносит себя, не любуется собой, не злорадствует, не требует, не подчиняет, не устанавливает условия для других. В гордости нет самолюбования. В гордости есть самонаблюдение, самоконтроль, самодостаточность, скромность, требовательность к себе, признание норм, границ, меры. «Масштаб должен быть правильным. Когда масштабы искажаются, начинается гордыня» (отец Александр Мень [14]. «Скромный человек может добиться всего, горделивый — всё потерять: скромность всегда имеет дело с великодушием, гордыня — с завистью» (А. Ривароль).

Не путайте гордость и гордыню, также как вы не путаете норму и патологию, здоровье и болезни тела, здоровье и болезни духа, своё и чужое, истинное и мнимое.


Автор:Н.В. Маслова, доктор психологических наук

Комментарии

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий.