Вход

Мнения специалистов: Где начинается духовность и духовный рост?

Мнения специалистов: Где начинается духовность и духовный рост?
текст
"Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке." В этой статье специалисты различных сфер высказывают своё мнение и делятся опытом на тему: где же всё начинается духовность и духовный рост?


Спасибо интересным публикациям блогеров "Планета семинаров"! Вы вдохновляете нас на создание новых тем для круглых столов обмена мнений широкого круга специалистов.
Отдельную благодарность Редакция Блогов выражает нашему активному блогеру, ведическому астрологу - Дарье Курниной. Именно ее публикация в блоге, слова и размышления, как специалиста, дали импульс к открытию столь ценной для каждого человека темы.
Мнение специалиста
darya_kurnina.jpg
66.jpg

Дарья Курнина

ведический астролог,
ведущая блога на "Планета семинаров"

Духовность - это развитие Духа, энергии, которая дает импульс жить, расти, познавать, трансформировать одно в другое. Дух неотделим от Души в триединстве. А Душа имеет опыт множества жизней. Это процесс, который содержит в себе механизмы существования Вселенной, не имеющей начала и конца, одновременно умирающей и рождающейся..

Ведические астрологи привыкли называть энергии планетами. На физическом уровне они проявлены в виде космических тел. На санскрите они именуются «грахами», что в переводе означает «захватчики». Грахи захватывают наш ум, побуждая к определенным действиям и мыслеформам, которые впоследствии материализуют события. Душа, ведомая желаниями, находится в иллюзии свободы выбора, но, на самом деле, подвергается влиянию извне и «слепо» следует по своему пути. В подавляющем большинстве именно так и происходит. Но есть выход. И находится он там, где начинается осознанность. Осознанность иллюзии свободы, которая обуславливает нас как существ с ограниченными возможностями. Когда приходит понимание этой ограниченности, появляется желание их расширить. Именно здесь начинается рост.

Блог Дарьи

Мнение специалиста
Абдурахманова-Светлана.jpg
55.jpg

Светлана Абдурахманова

Парапсихолог, экстрасенс

Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Практически все школы ведического знания согласны с фразой "ахам брахмасми" – "я – душа, отличная от этого тела". Душа в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. "живым существом", подчеркивая тем самым то, что душа человека ничем не отличается от души животного, растения или полубога.

Надо понимать, что без понимания отличия тела и души, или поля деятельности (кшетра) и знающего поле деятельности (кшетра-гйа), хотя бы теоретически, нельзя правильно воспринять ведическое знание. Основные качества души – это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Вечность означает, что душа никогда не родилась и никогда не умрет. В Бхагават-гите (2.12) Кришна говорит: "Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование". Знание означает не полное знание обо всем, а знание своей духовной природы.

В отличие от души тело временно; оно рождается, растёт, существует некоторое время, производит побочные продукты, увядает и умирает. Тело исполнено невежества, т.е. душа при соприкосновении с материальной природой покрывается невежеством: она забывает своё изначальное положение.

Материальное тело состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго (БГ.7.4). При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа. В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, всё еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет в следующей жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума.

Кришна говорит: "О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя свое тело, этого состояния он и достигнет непременно" (БГ.8.6). Так Веды описывают процесс перевоплощения или реинкарнации. Каким будет следующее тело, зависит от деятельности живого существа в своём нынешнем. Таким образом можно считать, что настоящая жизнь – это подготовка к следующей, а момент смерти – это экзамен для души.

В Ведах также описывается процесс эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя.

Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное сотояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса…" – "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Тем самым, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы вернуться в своё изначальное состояние и навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью.



Мнение специалиста
мария павлова таролог.jpg
44.jpg

Мария Павлова

Таролог, ведущая блога на "Планета семинаров"

Чтобы дать определения этим понятиям с точки зрения карт таро, стоит обратиться к словам французского философа Пьера Тейяр де Шарден (1881-1955): «Мы не человеческие существа, которые переживают духовный опыт. Мы духовные существа, которые переживают человеческий опыт».

Таким образом, философия карт таро поддерживает концепцию о реинкарнации: наш Дух (высшее «я»), в отличие от физического тела (низшего «я»), воплощается из жизни в жизнь. Основная цель, которую ставит высшее «я», это рост, движение, эволюция, переход на другой, более высокий уровень развития.

Уровни духовного развития

С точки зрения эзотерики, есть уровни духовного развития, которые отличаются друг от друга задачами, мировоззрением, событиями в жизни, отношением к божественному и проявлением божественного в жизни человека. Всего уровней семь, условно их можно разделить в соответствии с цветами радуги: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Самые молодые души еще не осознают свое Высшее «Я» и обладают Красным уровнем духовного развития. Их основная задача — выживание, стремление — быть как все. Для Красного типично превращать свой дом в склад из продуктов длительного хранения и самых разных вещей на «черный день». Это свойственно пожилым людям, которые либо всю жизнь проводят на этом уровне, либо «скатываются» к нему с более высоких. Такие люди обладают достаточно инертным умом, они консервативны, в результате чего, легко управляемы.

Фиолетовый уровень — это уровень Спасителя, приходящего в мир для того, чтобы сдвинуть пласты сознания людей всех уровней, вплоть до консервативных красных. В физическом плане такие люди давно не представлены. Последний воплощенный Фиолетовый — Иисус Христос.

Земля — это своеобразный «детский сад» для Красных, Оранжевых и Желтых. Начиная с Зеленого уровня, Душа отрабатывает свою программу, заключающуюся в том, чтобы помочь Душам первых трех уровней пройти все этапы обучения с максимальной пользой для себя.

Таким образам, духовный рост — это движение человека по уровням духовного развития и внутри него, а духовность — проявления в человеке его духа и стремление к духовному росту. Духовность и духовный рост начинается с желания и решимости расширять своё мировоззрение. Таро являются помощником в понимании того, какие задачи сейчас ставит Дух (Высшее «Я») перед человеком на пути к эволюции, а какие подсознательные тормозящие программы тянут его вниз по уровням духовного развития.

Полную статью читать в Блоге Марии


Мнение специалиста
vilata_voznesenskaya.jpg
33.jpg

Вилата Вознесенская

психолог, ведущая расстановок, консультант и писательница, ведущая блога на "Планета семинаров"

Когда-то давно, я думала, что священники в храме Сергиево-Посадской лавры очень духовные люди. У них работа такая. Бороды растить, Богу молиться, да грехи отпускать.
А бабушка моя, выращивала цветы, ругалась с дедом, прожила 3 войны, 1 блокаду, 4 ссылки в ГУЛАГ и четыре побега- она простая…она обыкновенная, глупая, замученная бытом и жизнью. «фи».. ох как я ошибалась!
Учитель йоги, к которому я ходила и усиленно делала асаны, открывала третий глаз и чистила себя разными травками – он очень духовный. Он же занимается таким волшебным делом, поет мантры, скручивает свое тело в веревочку, говорит умные слова необычно нежным голосом и делает такие странные глаза при этом - чистая духовность!
А вот мой дедушка, тупой, злой, примитивный мужик: он ест лук, спит днем, не видит снов и не любит бабушкины цветы. Не духовный, зато прошел всю войну, вырастил детей, и умел шить шапки и шубы так, что к нему из кремля московского ездили за заказами.
Я отрицала любые простые дела, вещи, заботы и чувства. Мне все-все надо было «необычное» С «подвыпертом», заморское, умное, волшебное, не как у меня дома. Я считала это духовным. Необычным, оригинальным, дающим выход за рамки душных правил»
И тогда я стала веганом. В Москве, где из фруктов зимой только «юппи» и зукка» и нет-нет солнца. И прожила я «чистым» веганом 6 лет. И началась у меня мания величия - какая я духовная, а эти мелкие людишки, копошатся там внизу, жрут мясо, живут в страстях да в пыли…фииии.
Белковое голодание мозга у меня началось, как оказалось. Спасла осетрина и теплый любящий муж, который познакомился со мной и в первый же день вручил мне шашлык из осетрины.
Мясо я до сих пор не ем, а вот понятия духовности у меня сильно изменились. Потому что мой «ни разу не духовный» супруг воспитывал пятерых детей своей сестры, которая умерла при родах, строил храм, путешествовал, жертвовал детскому дому и помогал всем соседям по дачному поселку, в котором мы жили. Он не знал слово йога, асана, психотип, чакры, карты таро. Он жил чувствами: любовь, уважение, теплота, внимательность и доверие.
Ад - это когда я делю себя на плохую и хорошую, когда людей делю на полезных и вредных, красивых и уродов. Духовных и нет, добрых и злых, умных и глупых.
Духовность для меня от слово "дыхание".

Полную статью читать в Блоге Вилаты


Мнение специалиста
aleksandr_svetlov.jpg
22 (1).jpg

Александр Светлов

мастер-практик цигун с 25 летним опытом, ведущий блога на "Планета Семинаров"

 

В современном обществе существует огромное количество духовных практик, и наблюдается большое увлечение ими. Но результат этих практик остаётся весьма спорным. Люди, практикующие йогу, цигун, Ошо-медитации и тд, удивительным образом не достигают того, к чему призваны эти практики. Проходят годы, увлечение практиками может либо угаснуть, либо остаться прежним, но прежним остаётся и сам человек, который практикует.
Рассмотрим несколько причин, которые приводят к таким неутешительным результатам.

1. Первая причина, о которой говорил Ошо громко и очень внятно – отсутствие живого Мастера. Мастер умер – умер и его метод. Т.е. только живой Мастер может передать для ученика те практики, которые будут осмысленны и позволят двигаться по духовному Пути. В то же время появляется много тех, как и в Ошо-коммуне, кто продолжают практики, в которых нет той силы, которую вкладывал в них Мастер. Казалось бы, носить чужую одежду смешно и нелепо, лучше носить свою, но люди продолжают это делать, тем самым останавливая свой поиск, свой путь и возможность быть Мастерами. И тогда духовное направление, которое вёл человек, создавал его, становится духовной практикой и не более. Такая практика никогда не станет Путём и не приведёт человека внутрь сокровищницы его духовной мудрости. Об этом говорят все Мастера, к сожалению, мало кто слушает.

2. Вторая причина, которая делает бесполезной духовные практики – использование духовных практик, как дань некой моде, как попытка наполнить свой быт хоть чем-нибудь осмысленным, и как говорит современный термин - заняться саморазвитием. Любая духовная работа направлена на познание человеком самого себя, на движение вглубь, в центр. Это серьёзный, основательный труд, который не может быть увлечением, развлечением, досугом. В таком случае духовная практика становится подобием фитнес-йоги, лишается своей духовной основы и становится обычной физкультурой, имеющей лишь внешнюю привлекательную картинку и привкус новых модных веяний. Такая ситуация существует и в мантрах, и в цигун, и в любом другом направлении, известном современному миру.

3. Третья причина – отсутствие нравственного аспекта.Любое духовное направление потому так и названо, что мы говорим о духовности. Духовность опирается всегда на нравственность, и духовные практики, предназначенные прежде всего для укрепления Духа. Духовные практики предназначены для того, что бы Дух восторжествовал над нашими эмоциями, страстями, и для успокоения нашего суетливого ума. Нравственный аспект практик является самым важным качеством, определением, которое делает практику духовной. И если мы говорим о духовном самосовершенствовании, то это, прежде всего, именно нравственность, именно ею измеряется степень духовности человека, а вовсе не возможностями видеть ауру, левитировать, ходить по углям, глотать гвозди, или упирать шею о копьё.
Духовные практики предназначены для укрепления внутренней духовной дисциплины, возможности управлять своими чувствами, эмоциями, не допуская всё грязное и низменное в свои мысли, сердце, поступки. Можно было бы выделить ещё несколько причин, которые обесценивают духовые практики, делая их бесполезными, но перейдём именно к сути, пониманию, именно к духовному Пути и что сопутствует ему.

Полную статью читать в Блоге Александра


Мнение специалиста
юлия мальцева сша бостон.jpg
11.jpg

Юлия Мальцева

преподаватель йоги, специалист по детоксу, эксперт журналов Yoga Journal и National Geografic, ведущая блога на "Планета семинаров"


Религия, наставляет человека на истинный путь, учит любви к ближнему, состраданию, позволяет осознать, что личностный рост возможен, но это отнюдь не единственный путь к духовной жизни. Если смотреть в саму суть, то все конфессии, системы, школы личностного роста по сути предлагают разные методы и средства, но цель их одна - единое целостное состояние или попросту Счастье. Те, кто уже достиг этого состояния, не видят противоречий между разными школами и методами. Для них все едино - и они, и Творец, и весь мир вокруг связаны безусловной не концептуальной любовью - а это и есть духовность!

Возникает вопрос - единение чего? Ответ на этот вопрос зависит от степени и глубины вашего самоосознания.
На мой взгляд, духовная жизнь начинается тогда, когда человек начинает понимать, что он нечто большее, чем просто “мешок с костями и мясом”, ощущает более тонкие аспекты своего присутствия в этой жизни.

Самая простая модель тонкой анатомии человека – это Троица, то есть представление нашего существа в виде комплекса Ума, Души и Тела. Если эти 3 части едины и гармоничны - человек счастлив. В Православии говорят “Нас-троился”, то есть обрел целостность, собраться с силами, духом и мыслями воедино! Расстроился – потерял эту целостность. Если мы игнорируем один из этих аспектов, то он неминуемо будет приводить к дисбалансу все остальных, и в итоге - к конфликту человека с внутренним и внешним миром.

Полную статью читать в Блоге Юлии


Мнение специалиста
lyudmila_svetlova.jpg
натали.jpg

Людмила Светлова

таролог, ведущая, создатель центра духовного и социального развития в Петербурге "Пять элементов", ведущая блога на "Планета семинаров"


Искатель приходит к пониманию, что ему необходима качественная перемена, нужны новые ответы, потому как старые уже не подходят, перестали удовлетворять или оказались не теми. Иногда это ощущается, как назревание чего-то необъяснимого, возникает непреодолимая тяга к самопознанию, перемена интересов в сторону духовного развития. Также возможно возрастание угнетающего чувства опустошённости, тупика, усталости от бесплодного поиска.
Так вызревает готовность перейти на другую ступень своего духовного развития. Здесь очень часто прячется основная сложность. Вроде бы человек созрел, есть устремление, намерение, а что делать и как, остаётся загадкой.

Есть несколько помогающих подсказок. Это вопросы, которые необходимо решить для самого себя, прежде чем решаться на какие-либо действия.

Вот основные из них;
1. Действительно ли я готов?
2. Насколько мне это нужно?
3. Как я тогда буду жить, что поменяется?
4. А что будет, если я снова зайду в тупик?
5. Может быть, есть кто-то или что-то, что мне поможет?

Основываясь на собственном опыте и опыте учеников, можно с уверенностью сказать, что самые простые вещи оказываются невероятно сложными. Это происходит потому, что они затрагивают уроковые моменты. Именно здесь лежит основная трудность, поскольку урок есть урок, его прохождение всегда сопряжено с нахождением ответа. Ответ может оказаться совсем не тем, что нам понравится, открыть то, что мы совсем не хотим знать о себе. И с этим придётся работать, понимать, осознавать, и делать следующие шаги.
Довольно часто случается, что будто бы решённый вопрос, имеет более глубокую основу, чем казалось, затрагивает различные уровни нашего понимания. Можно надолго застрять в попытках решить поставленную задачу и совершенно забыть, с чего всё началось.

Полную статью читать в Блоге Людмилы


Комментарии

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий.