Вход

0

3271

2

В Издательстве "Традиция" появилась книга Марии Николаевой "Панчатантра", что в переводе с санскрита означает Пятикнижье.Это древний учебник "правильного поведения", которому обучали наследников знатных семей.

Как достигали успеха и гармонии индусы древности? Читайте небольшой отрывок, где раскрывается тема любви, супружеской жизни и измены. На сцену выходят Трехгрудые царевны, Принц со змеей в животе и сладострастные ослы...


Любовь, семья, измена

Прежде чем искать в «Панчатантре» рецепты, как обрести «вечную любовь» или удовлетворить страсть, следует обратить внимание, какое место в обществе занимала в те далекие времена семья – храм любви земной. Традиционно в жизни индийцев выделялось четыре этапа: брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (отшельник), санньясин (странник). Достаточно очевидно, что все наставления «Панчатантры» относятся ко второму периоду – домохозяина, который непременно должен был обзавестись женой и детьми. Только этот ограниченный срок, хотя и обязательно (за редкими исключениями), специально отводился для преуспевания в мирской жизни, а продолжался он примерно с 20 до 50 лет.

Ранее человек был погружен в обучение и соблюдал строгую дисциплину, а позже он оставлял земные заботы и всецело предавался духовной практике. Таким образом, семья оказывается центром, вокруг которого выстраиваются все остальные стороны человеческой жизни, и ей придается огромное значение. Вот почему в Индии так высоко развита культура брачной жизни, что даже в наше время развод – дело редкостное, и практически отсутствует идеал «свободной любви», зародившийся на Западе с древнейших времен и достигший настоящего расцвета. В «Панчатантре» же акценты расставлены однозначно: любовь в браке – высочайшая добродетель, а измена – самый низменный порок. Возникает закономерный вопрос, каким образом практически в то же самое время могла создаваться столь созвучная западным эротическим настроениям «Кама-сутра»?

Дело в том, что кама (наслаждение) относится к четырем целям человеческой жизни, причем три из них осуществляются именно в период семейной жизни. А именно, в текущем воплощении человек должен сначала реализоваться в мирской жизни, удовлетворив свое стремление к наслаждению (кама) и благосостоянию (артха), исполнив свой профессиональный и общественный долг (дхарма). Оставив мирскую жизнь, к которой он теряет всякий интерес, человек устремляется к последней цели – освобождению (мокша), но этот предмет выходит за рамки рассмотрения «Панчатантры».

Мы уже подробно остановились на двух целях жизни: деньгах (артха), работе и дружбе (дхарма), которые относятся к внешним проявлениям активности, и нам остается обратиться к интимной жизни человека – наслаждению семейным счастьем. Супружество должно доставить человеку всю полному наслаждения, душевного и физического, а техническая изощренность «Кама-сутры» служит последней цели как нельзя лучше, разумеется, если речь идет о супружеском ложе. В «Панчатантре» порицается животная страсть, толкающая на измену, а редкие эротические сцены принимают пародийный характер, если они касаются отношений любовников, а не законных супругов. Если мы посмотрим на систему четырех целей жизни беспристрастно, без западного снобизма на почве свободомыслия, то приходится признать, что она действенна до сих пор, несмотря на формальную отмену, как мы уже наблюдали это в случае с системой четырех варн.

Браки заключаются на небесах! Теперь нам понятен глубинный смысл этой идеи, пронизывающей все сюжеты «Панчатантры», посвященные скреплению союза двух сердец. Ведь только такой брак доставит человеку реальную возможность достичь высочайшего «райского» наслаждения, в полной мере осуществить такую цель, как кама. В индийской традиции свадьбы справляются после тщательного изучения горо- скопов жениха и невесты, в которых запечатлены основные черты их личного сходства и кармической предопределенности соединения их судеб. Однако выбор жениха зависит также от склонностей невесты, и во время обряда упанаяна она имеет законное право отвергнуть достойнейших и остановить взор на невзрачном, но милом ее сердцу поклоннике. И наоборот, бедный незнатный юноша, загоревшись любовью к принцессе, способен добиться ее руки, и даже боги готовы помочь ему в трудную минуту. Как бы ни претил свободомыслящим современным людям идеал брака, во всем мире существуют только двое, действительно созданных друг для друга, и если им довелось встретиться, то ничто уже не может разлучить их. Все остальные связи способны принести некоторое удовлетворение, но никогда не доставят блаженства подлинного слияния, когда один находит в другом продолжение самого себя.

От сердечной склонности – к брачным узам

В брак вступают однажды и навсегда! Такова истина, высказываемая в «Панчатантре», которая становится благословением или проклятием для тех, кто решил связать свои судьбы воедино. Современному человеку трудно смириться с подобной однозначностью просто потому, что ныне повсеместно распространен обычай заключать брак по минутной прихоти, и наоборот, не придавать значения оформлению действительно глубоких и серьезных отношений. Конечно, в западном мире редко встречаются безошибочные браки, а ведь идеал «вечности» брака относится только к подлинной любви. И если посмотреть на незыблемость «супружеской верности» с такой точки зрения, то неудивительно, что измена предстает как самое уродливое и непростительное проявление низости душевной.

Не случайно в «Панчатантре» измена чаще всего карается смертью или жестокими увечьями. Даже если супруги стремятся обойти божественный закон вечного единства мужа и жены, им суждено столкнуться с его суровой действенностью. Нарушение брачных уз приводит к страданию столь же естественно, сколь причиняет боль расчленение тела. Тщетно тешить себя иллюзией, что можно сходиться и расходиться, ибо в реальности есть только двое, созданных друг для друга, и вступление в брак избавляет их от иллюзии двойственности.

На берегу священной реки Ганги стояла уединенная обитель, где коротали дни бездетные супруги-брахманы. Как-то раз муж отправился совершать омовение, а по возвращении нашел в складках сброшенной одежды мышиного детеныша. Проведя ритуал очищения, при помощи магической силы мантры он превратил мышонка в новорожденную девочку и принес домой. Жена приняла ее как родную дочь, она выросла в благочестии и послушании, но вот настало время выдавать ее замуж. Отец-брахман, наделенный властью над низшими божествами солнца, облаков, ветра и гор, обратился к дочери: «Дитя мое, коли ты пожелаешь, я выдам тебя замуж за бога солнца!» Девушка сощурила глаза и ответила: «Не нравится мне, как оно жжется... Найди для меня кого-нибудь, кто защитил бы меня от его лучей!» Тогда отец предложил ей обвенчаться с богом туч, способным застить солнце и даровать прохладу, но девушке и он показался не мил: «Какой-то он серый и мрачный... Я предпочла бы того, кто обладает силой разогнать тучи!» Терпеливый отец посоветовал ей вступить в брак с богом ветра, но тот показался ей слишком холодным. Тогда отец обратил ее взор на бога гор, способного заслонить ее от ветра, но она снова заупрямилась: «Горы совсем неподвижные, как с ними жить? Есть ли кто-нибудь сильнее?» Отец глубоко вздохнул и неохотно ответил: «Даже в самой огромной горе мышь может прорыть свою норку»... И тут девушка внезапно оживилась и воскликнула: «Вот и славно! Преврати меня в мышь, и я стану счастливой супругой самого могущественного бога!» Ничего не оставалось делать брахману, как вернуть дочери ее прежний облик, ибо в сотворенном силой заклинаний человеческом теле по-прежнему обитала мышиная душонка.

Убедившись в очередной раз, что воистину «любовь зла», обратимся теперь к ее прекрасной стороне. Как самое яркое проявление сущности человека, любовь не только раскрывает его внутренние достоинства, но и выступает обетованием возвышения души в ближайшем будущем. Даже простой смертный, исполнившись силы любви и почувствовавший в себе могущество царя богов, способен привлечь к себе взор с небес и воспринять божественное вдохновение свыше. Любовь превращает человека в бога, возводит его из разряда простых смертных в царский сан. Поскольку любовь существует между двумя людьми, связывая их воедино, то в случае «неравного брака» – не по возрасту или богатству, а по высоте духа, – она служит к возвышению одного или падению другого. А как именно будут развиваться события, зависит от чистоты и истинности самой любви. Союз сердец, основанный на взаимном чувстве, это и есть «брак на небесах», который рано или поздно непременно будет узаконен и признан всеми людьми, вопреки любым препятствиям.

В городе Сладкой Жизни повстречал молодой ткач принцессу по имени Любовь и воспылал страстью, иссушившей его сердце. Друг ткача заметил его страдания и сказал: «Не унывай, я могу смастерить механического орла Гаруду, на котором ты словно Вишну перелетишь на балкон принцессы, и она примет тебя, как самого бога!» Так они и сделали. Следующей ночью ткач даровал трепещущей от счастья принцессе свою божественную милость быть его супругой и вступил с ней в «брак на небесах». Каждую ночь прилетал он балкон, наслаждался блаженством любви, от которого страсть обоих разгоралась все сильнее, а утром незаметно покидал дворец. Наконец, стража проведала о ночных посещениях и доложила царю, что его дочь встречается с мужчиной, позоря царский род. Разгневанный отец был готов выгнать дочь из дома, но гнев его остыл, как только она призналась, что стала избранницей самого Вишну. Исполненный гордости за знак божественного благоволения, царь не препятствовал их связи.

Время летело, ткач пребывал в блаженном забытьи, но вот царь обратился к нему за помощью, когда соседнее царство объявило войну и послало к стенам столицы могучее войско. «Какие пустяки! Я с ними запросто разделаюсь!» – пообещал ткач своей возлюбленной, однако впервые сердце его заполонила не страсть, а страх. Поразмыслив и придя к печальному выводу, что его ждет неминуемая гибель в обоих случаях, примет он сражение или нет, ткач выбрал умереть в бою. Но стоило ему принять такое решение, как на небесах встрепенулся настоящий Вишну, ведь он-то понимал, что как только ткач проиграет битву, вера народа пошатнется, а его храмы придут в запустение. При первых же звуках боевой трубы Вишну вдохнул все свои силы в тело ткача, и тот принялся громить противников, словно развеивая по ветру соломенную труху. С вели- кими почестями вернулся ткач победителем в столицу, где прожил счастливо всю оставшуюся жизнь со своей законной женой.

Единожды и навсегда делаются три вещи: царь произносит повеление, святой изрекает пророчество, отец выдает дочь замуж. Таким образом, любовь приравнивается к власти и истине, она обладает способностью устранить самую тяжелую карму, а значит, и самые одурманивающие иллюзии. Банальное выражение «сила любви» отражает тот энергетический факт, что вибрации высокой частоты способны очистить все низшие тела человека. Вот почему девушка, принимающая судьбу в смирении, способна изменить ее силой своего благородства, ведь ее достоинства становятся общим достоянием новой семьи, чудесным образом меняя образ мыслей и даже внешний облик ее спутника жизни. Брак, который сначала кажется окружающим ужасным, нередко превращается в счастливый союз после свадьбы, оправдывая первоначальное отцовское решение. Что же говорить о тех случаях, когда обещание исходит от отца, который принадлежит к высшим варнам (правителей или священников)? Ведь его слово весомо вдвойне. В «Панчатантре» встречается сюжет, когда девушка из семьи брахманов выходит замуж за змея, но благодаря честности и мужеству оказывается способна избавить мужа от заклятия, после чего живет с ним долго и счастливо, на зависть прежним злопыхателям.

В городе Небесных Дворцов жил-был брахман по имени Благочестивый, бездетная жена которого заливалась слезами, глядя на игры соседских ребятишек. Наконец, брахман совершил особые ритуалы жертвоприношения, и жена забеременела, но родила не младенца, а змееныша. Соседи советовали ей выбросить его из дома, но счастливая мать никого не слушала, а кормила и растила его как родного сына. Когда змей вырос, мать постигла новая печаль: какой же отец отдаст свою дочь замуж за ее сына? Тогда брахман собрался в путь и обошел все дальние страны, пока не повстречал другого брахмана, у которого была дочь-красавица на выданье, и тот, не раздумывая, согласился сыграть свадьбу. Когда невеста с богатыми дарами вступила в город Небесных Дворцов, все жители, потрясенные ее красотой, потешались над браком со змеем и пытались ее отговорить. Но девушка отвечала: «Прекратите насмешничать! Я не желаю, чтобы мой отец-брахман изменил своему слову!» Сразу после свадьбы, когда они остались наедине, змей сбросил скользкую шкуру и предстал перед ней в облике прекрасного юноши, облаченного в цар- ские одежды. Старик-брахман, не мешкая, бросил шкуру в печь, и молодые зажили в любви и согласии.

Здесь мы сталкиваемся с другой стороной традиции, когда невеста, хотя она и вольна отвергнуть выбранного жениха, как послушная дочь соглашается с выбором родителей, выказывая тем самым уважение к их мудрости. Вступление в брак – кармическая ситуация, в которой каждому воздается по заслугам, а значит, открываются новые возможности в жизни. Когда события вытекают одно из другого, и судьба вершится самым неожиданным образом, не следует менять свои решения, ибо именно желание поступить так, а не иначе, создало текущую ситуацию. При честном взаимном согласии обе стороны должны держать слово при любых испытаниях, и тогда все исправится к лучшему.

Даже самый точный гороскоп и самая горячая любовь не раскроют вам все качества будущего спутника жизни в полной мере. После свадьбы вам придется столкнуться с такими недостатками «второй половины», о которых вы даже не догадывались. Да и в дальнейшем, скрытые доселе от обоих супругов, судьбы каждого из них постепенно будут создавать самые неожиданные ситуации. Для наглядности обратимся теперь к прямо противоположной ситуации, нежели та, которая сложилась в последней истории: девушка выходит замуж за принца, а после свадьбы узнает, что в животе мужа живет змея, но и эта сказка имеет счастливый конец.

В одном городе был у царя сын, страдавший от змеи, поселившейся в его животе, словно в муравейнике. Отчаявшись, принц отправился в другую страну, где жил подаянием, ночуя при храме. В том городе были у царя две дочери на выданье, и каждое утро одна приветствовала его словами: «Слава тебе, о повелитель!», а другая: «Да воздастся тебе по заслугам, властитель!» Наконец, царю это надоело, и он велел советникам, коль скоро она не прославляет собственного отца, выдать ее замуж за чужеземца, чтобы воздать ей самой «по заслугам». После недолгих поисков, советники нашли в храме нищего чужеземца и обвенчали его с царевной. С радостью приняла она своего мужа, словно самого бога, и отправились они в скитания. Когда они остановились по пути в одном селении, жена пошла на базар за покупками, а мужа оставила отдыхать в гостинице. По возвращении взору ее предстала страшная картина: изо рта супруга выползла черная змея и заспорила с другой змеей, проживавшей во дворе в муравейнике. «Зачем ты отравляешь жизнь прекрасного принца?» – «А ты зачем стережешь сокровища в муравейнике?» – «И почему никто не догадается вывести тебя черной горчицей?» – «Вот бы кто- нибудь додумался залить твой дом крутым кипятком!» Подслушав беседу, молодая жена так и сделала: изгнала одну змею черной горчицей, а другую – крутым кипятком. Вместе с мужем, достойным царского сана, и несметными сокровищами вернулась царевна во дворец, где ее окружили почетом и роскошью, воздав ей по заслугам.

Совсем иначе разворачиваются события, когда невеста с самого начала отличается дурными наклонностями, которые проявляются даже в телесном уродстве. Добро или зло сопутствуют тем, кто следует по пути праведности или сбился с него, и проникают в них самих во все возрастающей степени, затрагивая сначала душевный склад, а затем искажая внешней вид. Горбун и слепец – два наиболее часто встречающихся персонажа, и их облик выдает порочность натуры, а для женщины самое страшное уродство – рождение с третьей грудью, что символически передает ее развратность.

Согласно писаниям, отец, принявший на руки такую дочь, близок к смерти, а если она выйдет замуж, то нарушит верность супругу и станет причиной его гибели. Всякий человек инстинктивно старается избежать контактов с некрасивой женщиной, не говоря уже об откровенном уродстве, подспудно догадываясь, насколько безобразной должна быть ее душа. Однако даже страшная карма, исковеркавшая тело и судьбу, может быть «отработана», когда каждый получит необходимый урок. В таком случае даже хронические болезни и вро- жденные уродства могут неожиданно исчезнуть, словно по мановению волшебной палочки, либо окружающие перестанут воспринимать внешние недостатки превратно, а исполнятся сострадания.

В далекой стране родилась у царя дочь с тремя грудями, и он хотел сразу отослать ее в лес, чтобы никто не проведал о случившемся. Однако советники отговорили его от столь жестокого шага, и тогда он решил выдать ее замуж, одарив богатым приданным, и выслать за границы царства. Но как не трубили гонцы по всей стране о царской «милости», никто не желал жениться на уродине. Шли годы, девочка выросла, и, наконец, призыв глашатая услышали слепец и горбун. Посовещавшись, они согласились, что никогда не представится им лучший способ выбраться из бедности. Слепец обвенчался с царевной, и втроем они добрались до далекого города, где поселились в роскошном особняке и зажили припеваючи.

Время шло, слепец большую часть времени дремал на ложе, а горбун заправлял хозяйством и вскоре стал любовником трехгрудой царевны. Тяготясь присутствием мужа, царевна решила отравить его, чтобы не мешал ее счастью. Горбун раздобыл мертвую змею, которую она приготовила и подала слепцу под видом рыбы. Но вышло так, что змеиный яд подействовал на мужа как лекарство, слепец прозрел и увидел перед собой блюдо со змеей. Догадавшись о коварстве супруги, он решил продолжать притворяться слепым, и скоро его взору предстали сладострастные картины любовных утех. Тогда слепец неожиданно вскочил с ложа и, не найдя ножа, принялся жестоко избивать любовников. В конце концов, одним из ударов он отбросил горбуна на царевну, а при столкновении горб и третья грудь вдавились вовнутрь, и их тела обрели правильные очертания. Так, после долгих страданий, все трое выздоровели, и восстановили супружеские и дружеские отношения.

По-видимому, вам более или менее понятно, как сердечная склонность перерастает в брачные узы, но ведь и здесь, как никогда часто, мы сталкиваемся с иллюзиями, обманчивыми представлениями о собственных чувствах. Теперь давайте обратим внимание на тот случай, когда свадьба отменяется. Невезение вызвано сложной структуры кармических связей: новые поступки налипают на ядро созревшей кармы, образуя снежный ком, который катится вниз с горы. Всякая осторожность и предусмотрительность бесполезна, коль скоро судьба настигает человека. Созданные чередой его прошлых поступков, постепенно созревшие последствия обрушиваются на него, подобно лавине, но тем самым расчищают завалы нечистот в душе. Так, низменная страсть к женщине, исходящая из неумеренности в чувствах, никогда не заканчивается браком, а приводит к бедствиям и гибели. В «Панчатантре» супружеская любовь окружена ореолом святости, тогда как проявления чувственности, застилающие взор и заглушающие голос разума, выставляются на посмешище, и даже смерть в погоне за удовлетворением нелепа и комична. Способность «потерять голову» часто используется врагами в корыстных целях, ибо человек, одержимый страстью, беззащитен перед соблазном, а значит, и перед теми, кто вводит его в соблазн.

Прислужник-шакал пообещал льву привести ему на обед упитанного осла, выманив его из деревни в лес. Приблизившись к сон- ному вьючному животному, шакал принялся соблазнять его, обещая встречу с ослицей «на выданье», и страсть ослепила беднягу в край- ней степени. Поспешив на «свидание», осел чудом избежал верной гибели, ибо нетерпеливый от голода лев совершил неудачный прыжок и промахнулся. Тогда шакал снова разыскал перепуганного осла в деревне и принялся уверять его, что тот по недоразумению уклонился от жарких объятий разгоряченной ослицы. Снова зазывая осла в лес, шакал настаивал: «Нет ничего хуже, нежели обмануть ожидания томящейся от страсти женщины! Ведь она готова лишить себя жизни, если ты не женишься на ней! И если я не приведу жениха, я стану причиной разбитого женского сердца и прогневаю самого бога любви». Развесив уши, осел снова отправился на «свидание», и лев уже не промахнулся...

Итак, женщина – это не иссякающий источник сладостного нектара для мужчины, и она же – сосуд с отравой. Единение с женой дарует дыхание жизни, а разлука с любимой ведет к верной гибели. Присутствие женщины отмечает дом печатью любви, которой скрепляется все благое на свете. Тупой и недалекий человек, по неразумию питающий отвращение к женщине как таковой, преумножает свои грехи и заслуживает жалкой участи одинокого монаха. Однако полное доверие женщине также порицается, ибо она может таить в себе порочные склонности, и нет ничего страшнее женского коварства.

Источник: http://traditionpress.ru



отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.