Вход

Сознание существует независимо от мозга

текст


Голландские медики вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души

В тиши комфортабельных голландских клиник, похоже, назревает переворот в медицинской науке. Группа ученых под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области изучения функций мозга. Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы - ни много ни мало - поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно - что наше сознание является неотъемлемой функцией мозга. Голландцы заявляют: когда мозг уже перестал функционировать, сознание продолжает существовать, и настаивают на том, что имеют этому неопровержимые доказательства. Не высказывая конкретных предположений относительно истинной природы сознания, ван Ломмель дает понять: вполне вероятно, что мозг - никакая не "мыслящая материя", и, возможно, такой материи вовсе не существует. Интересно, что почти одновременно с голландцами к аналогичным выводам пришла группа английских исследователей из клиники в Саутгемптоне.



Известно, что при переходе в мир иной у многих людей бывают необычные видения и ощущения. Пациенты сообщают о них в случае "возвращения" - успешной реанимации. Воспоминания тех, кто побывал "за гранью", неоднократно изучались. Для их обозначения существует специальный термин - NDE (near-death experience - "почти-смертельный опыт").



Существует несколько теорий происхождения NDE. Все они объясняют это явление психофизиологическими причинами. Некоторые ученые считают, что оно вызвано физиологическими изменениями в мозге, умиранием клеток в результате прогрессирующей гипоксии. Другие рассматривают "посмертные" видения как реакцию страха на приближающуюся смерть либо как сочетание такой реакции и гипоксии. Третьи склонны объяснять их следствием медикаментозного воздействия. Ван Ломмель настаивает, что в таком случае видения должны посещать каждого пациента, пережившего реанимацию. Но статистика, полученная его командой за 10 лет исследований, гораздо скромнее. Из 344 пациентов, перенесших 509 реанимаций, только 62 человека (18 процентов) сообщили о неких воспоминаниях. Голландцы определили десять признаков NDE и вычислили частоту их проявления.

Итак, больше половины пациентов группы (56 процентов) испытали во время клинической смерти положительные эмоции. В 50 процетах случаев наступает осознание факта собственной смерти. Встреча с умершими людьми происходит в 32 процентах случаев NDE. 31 процент умиравших рассказывают о перемещении через пресловутый тоннель. 29 процентов наблюдают картины звездного ландшафта. Видят себя со стороны 24 процента "мертвых" (так называемый OBE - out-of-body experience, "опыт вне тела"). 23 процента опрошенных наблюдают ослепительный свет, столько же человек - яркую цветовую гамму. Мелькающие картины прошедшей жизни видят 13 процентов пациентов, и, наконец, 8 процентов из них рассказывают о том, что ясно видели знаменитую границу между миром живых и мертвых. Никто из контрольной группы не сообщил об ощущениях неприятных или устрашающих. Впечатляет и то, что о визуальных впечатлениях рассказывают слепые от рождения люди, слово в слово повторяя рассказы зрячих.

Клиническая смерть, как известно, наступает в результате остановки сердца, сопровождается остановкой дыхания и гипоксией (кислородным голоданием) мозга. Через десять секунд после остановки сердца мозг отключается - электроэнцефалограмма превращается в идеально ровную линию. Главная трудность исследования посмертных "воспоминаний" заключается в том, что никто - ни пациенты, ни врачи - не может с точностью проследить, когда именно произошел "почти-смертельный опыт".

Ван Ломмель поставил перед собой конкретную задачу - с максимальной достоверностью выяснить, действительно ли состояние NDE было испытано пациентом во время клинической смерти, при абсолютно ровной линии электроэнцефалограммы, а не в тот момент, когда мозг уже "включился". И утверждает, что ему это удалось. А это значит, что сознание (или то, что мы называем этим словом) существует независимо от работы мозга.

Одним из самых ярких примеров ван Ломмель считает случай, который наблюдала одна из его сотрудниц. В клинику доставили пациента в коме. Исскуственное дыхание, массаж сердца и дефибрилляция результатов не дали. Мозг умер, электроэнцефалограмма вытянулась в линию. Когда решили применить интубацию, оказалось, что во рту у пациента зубной протез. Сотрудница вынула его и положила на передвижной столик. Через полтора часа у пациента нормализовались сердечный ритм и давление... Через неделю, когда та же сотрудница разносила по палатам лекарства, "воскресший", увидев ее, сказал: "Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!" При дальнейших расспросах выяснилось, что человек видел себя сверху лежащим в постели. Он в деталях описал палату и поведение всех присутствующих в момент безусловной смерти. Он боялся, что врачи прекратят реанимацию, отчаянно пытался дать им понять, что все еще жив...

"Почти-смертельный опыт" встречается все чаще, - говорит ван Ломмель, - потому что с применением современных методов реанимации люди стали чаще выживать. Содержание видений и их воздействие на пациентов одинаковы во всем мире. Субъективный характер переживаний, личностные, культурные и религиозные факторы определяют лишь словарный запас, манеру описывать и интерпретировать эти переживания".

Естественно, у ван Ломмеля в научном мире много противников. Однако он не первый ученый - сторонник существования того, что иногда принято называть душой. В знаменитой работе "Дух, душа и тело" архиепископ Симферопольский Лука, в миру выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, доказывает ее наличие исключительно на основании собственной богатой хирургической практики.

Ван Ломмель с коллегами и единомышленниками основывают свою уверенность в том, что сознание способно существовать самостоятельно, на чистоте проведенного эксперимента. Чтобы исключить случаи ложных воспоминаний (ситуации, когда люди, наслушавшись чужих рассказов о "хождении на тот свет", неожиданно тоже "вспоминают" то, чего сами никогда не переживали), религиозной экзальтации и тому подобного, ученые тщательным образом изучили все факторы, могущие повлиять на сообщения пациентов. Все наблюдаемые были абсолютно здоровы психически. Среди них были люди разных возрастов - от 26 до 92 лет, мужчины и женщины, с разной степенью образованности и религиозности, слышавшие раньше об NDE или нет, пережившие клиническую смерть один и несколько раз. Выводы ван Ломмеля безусловны: 1. NDE-видения происходят именно в момент приостановки работы мозга. 2. Их нельзя объяснить физиологическими причинами, такими, например, как кислородное голодание клеток мозга. 3. На глубину "почти-смертельного опыта" влияют пол пациента (женщины, как правило, испытывают более глубокие ощущения, чем мужчины) и его возраст. 4. Большинство пациентов, имевших наиболее глубокий опыт "смерти", все-таки умирают в течение 30 дней после реанимации. 5. Визуальные впечатления слепых пациентов практически не отличаются от впечатлений зрячих.

Несмотря на пугающую сенсационность заявлений Пима ван Ломмеля, многие, в том числе и скептически настроенные его коллеги в разных странах мира, уже признали, что голландский ученый ближе прочих подошел к доказательству "бессмертия души". Сам же Ван Ломмель призывает ученый мир к серьезному и всестороннему обсуждению проблемы, продолжению исследований в этом направлении и радикальному пересмотру традиционных взглядов на возможность жизни после смерти.
Наталья Батманова
источник статьи: http://www.itogi.ru/archive/2002/3/93407.html
Оттуда же привожу мнения "экспертов":

Поверить трудно



Михаил Руденко, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач РФ, консультант-анестезиолог Главного военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко:

"Откровенно говоря, медицина - это вторая по точности наука после богословия. Мы все еще слишком мало знаем о человеке, прибегаем к игре слов, игре мысли... Все эти разговоры о сознании, существующем вне мозга, пока не имеют твердой научной опоры. Что такое сознание? Какими приборами его можно уловить? В каких единицах измерить?

Я не хочу выглядеть эдаким твердолобым консерватором, но пока мне не представят неопровержимых доказательств существования "независимого" сознания, души или чего-то подобного, я остаюсь на материалистических позициях. А если и представят, мне будет очень трудно в это поверить! Пока что я не могу себе представить, чтобы сознание существовало отдельно от мозга.

Что показывает практика? У больных бывают тяжелые нарушения работы мозга после перенесенной гипоксии, когда разрушаются молодые клетки мозга и остаются только старые подкорковые образования, которые пережили это состояние. И что же? Наступает так называемый апалический синдром, когда поддерживается только вегетативная жизнедеятельность организма человека. Сознание как таковое у больного полностью отсутствует. Мозг ничего не воспринимает и ничего не продуцирует. Это состояние может длиться годами.

Что касается видений в состоянии клинической смерти, то многие больные о них рассказывают. Бывает так, что больной находится в сознании, но не может общаться с окружающими. Медперсонал думает, что он без сознания, а он в сознании. Это довольно часто встречается в практике - нейролепсия или состояние минерализации. В состоянии поверхностной комы больной улавливает разговоры, но не может подать сигнала. Вот почему у нас существует правило: у постели больного, находящегося в состоянии клинической смерти, никогда не обсуждать его шансы на выживание и прочее, что может его травмировать.

Чтобы говорить о возможности существования сознания помимо работы мозга, прежде нужно научиться его регистрировать, понять и показать, в виде чего оно существует. К тому же есть такие препараты, и мы их широко применяем в анестезиологии, которые имеют снотворное действие и вызывают галлюцинации. Это связано с тем, что отдельные участки коры угнетаются, а другие возбуждаются. Что это, осознанные видения? Конечно, нет! Это следствие фармакологического воздействия. Более того, мы специально "отключаем" сознание, иначе невозможно проводить реанимационные мероприятия.

Чем отличается живое от неживого? Живое воспроизводит себе подобное. Если мысль продолжает жить после смерти мозга, что она воспроизводит? Ее пока еще не зарегистрировали никакими приборами. Я материалист. Более того, я должен быть материалистом, так сказать, твердо стоять на земле. Я должен действовать с позиций четкости в понимании тех или иных процессов, а иначе я просто не смогу лечить больных".

Н. Б.

Память прошлого

Галина Алексеева, невролог, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ГУ НИИ общей реаниматологии РАМН: "Далеко не каждый больной, переживший клиническую смерть, может что-то вспомнить - примерно каждый пятый. Наши пациенты рассказывают приблизительно одно и то же: свет, тоннель, радужные видения. Все отмечают, что "возвращаться" физически очень трудно: тело будто налито свинцом. Я считаю, что эти видения и ощущения - результат особого психического состояния, которое может быть спровоцировано не только клинической смертью. Психиатры, в частности, хорошо знают о таких случаях - удивительно реалистичных галлюцинациях, вызванных глубокими изменениями в психике.

Человек - это огромный и малоизученный космос, его мозг вмещает и хранит не только накопленную за жизнь современную информацию, но и опыт буквально всех прошедших поколений, наших далеких предков. Знание о мире у древнего человека было совсем иным, его мозг развивался иначе, чем наш. Мы идем технократическим путем развития, раньше он был ментальным. Я считаю, что в состоянии кризиса, чреватого смертью, когда мозг умирает, на фоне прогрессирующей гипоксии с характерным высоким содержанием углекислоты в клетках крови, в мозгу происходят какие-то сложные биохимические процессы, заставляющие вспомнить что-то из опыта прошлых поколений. Эти впечатления как будто островки, картинки древней памяти, которая в такие моменты частично к нам возвращается.

В наше время такой сложноорганизованный механизм, как мозг, нам, откровенно говоря, не нужен. Используем мы его крайне недостаточно и примитивно - следствие развития современной техноцивилизации. Возможности мозга огромны. Знать двадцать языков - это должно быть нормально, легко, по силам каждому. Состояние клинической смерти оказывает иногда необычное действие на человека, вызывает скрытые резервы. Одна из наших больных, девушка семнадцати лет, после клинической смерти в течение 2-3 недель чувствовала себя совершенно новым человеком. Это было состояние необыкновенного просветления и одухотворенности. У нее открылся дар острого предчувствия событий, она могла видеть насквозь, в том числе людей, могла даже определить больной орган человека. Потом это состояние прошло.

Когда мы изучим человека, мы будем знать о мире все. Сложный человеческий организм работает удивительно слаженно, в нем есть все. Вот мы говорим: сердце работает, как насос, а надо бы говорить: насос работает, как сердце! По поводу сознания, является ли оно продуктом жизнедеятельности мозга или существует самостоятельно, - я считаю, мы пока слишком мало знаем. Судя по тому, как далеко сегодня шагнула медицина, нам еще предстоят самые удивительные открытия в этой области. Я не слышала о специалистах, которые бы у нас, в России, предметно изучали сознание и работу мозга в состоянии клинической смерти, хотя на тему "post mortem" пишут достаточно много. Я считаю это одним из самых интересных и перспективных направлений развития медицины как науки".

Н. Б.

А теперь собственно оригинал статьи из Ланцета:

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ В "LANCET":

The Lancet - Vol. 358, Issue 9298, 15 December 2001, Pages 2010-2011

Dying to know the truth: visions of a dying brain, or false memories?

Christopher C French

The nature of mind-brain relationships and the possibility of life-after-death are some of the most profound issues relating to mankind's place in the universe. The report in today's Lancet by Pim van Lommel and colleagues of near-death experiences (NDEs) in survivors of a cardiac arrest provides intriguing data that are relevant to these issues. Theirs is the second prospective study of this type, the first being a smaller-scale study done in Southamptonby Parnia and colleagues.1 Both groups of researchers think that their findings indicate a need for radical revision of current assumptions about the relationship between consciousness and brain function. van Lommel and colleagues ask, “How could a clear consciousness outside one's body be experienced at the moment that the brain no longer functions during a period of clinical death with flat EEG?”. But the truth is that nobody knows when the NDEs reported by these patients actually occurred. Was it really during the period of flat EEG or might they have occurred as the patients rapidly entered or gradually recovered from that state?

Elsewhere, Parnia and Fenwick have reviewed NDEs during cardiac arrest and have considered the latter possibility. 2 They think that such an explanation is unlikely, mainly because of anecdotal reports of patients accurately recalling events that took place during the actual cardiac arrest, apparently during the out-of-body experience (OBE) phase of the NDE. An OBE can be defined as an experience in which a person seems to perceive the world from a location outside the physical body. One such anecdote was reported to van Lommel and colleagues during the pilot phase of their study by a coronary-care-unit nurse. Unfortunately, they do not report whether any attempt was made to corroborate details with the patient. On many previous occasions such attempts at corroboration have revealed that the evidence was not as impressive as it initially seemed. 3 Blackmore 4 lists several alternative non-paranormal explanations as to why people may sometimes seem to accurately describe events occurring during their NDEs. These include “information available at the time, prior knowledge, fantasy or dreams, lucky guesses, and information from the remaining senses. Then there is selective memory for correct details, incorporation of details learned between the NDE and giving an account of it, and the tendency to tell a good story”.

Having said that, the OBE component of the NDE offers probably the best hope of launching any kind of serious attack on current concepts of the relationship between consciousness and brain function. Parnia and colleagues1 had hidden targets on boards suspended from the ceiling of the wards used in their study, in the hope that if any patient reported an OBE during their cardiac arrest, they would subsequently be able to identify the targets. Unfortunately, none of the four patients who experienced an NDE in the study experienced an OBE as part of the NDE. However, if reports of veridical perception during OBEs were to be forthcoming in future studies, they would represent a very strong challenge to any non-paranormal explanation of the NDE.

van Lommel and colleagues' report raises the possibility of a new potential artefact in such studies. It seems that at least some NDEs may be the result of false memories, of the mind trying to retrospectively “fill in the gap” after a period of cortical inactivity. The investigators report that, at the 2-year follow-up, four of 37 patients contacted to act as controls (ie, people who had not initially reported an NDE) reported that they had had one. Although these patients represent fewer than 1% of the total sample, they represent over 10% of the 37 patients interviewed with a view to acting as controls. If this subsample is at all representative, it implies that around 30 patients from the sample of 282 who initially denied an NDE would, if they had survived for another 2 years, be claiming that they had had one. van Lommel and colleagues suggest that these patients may have been unwilling or unable to describe their NDEs in the first interview, but no attempt seems to have been made to corroborate these possibilities with the patients themselves. It seems likely that at least some patients, on hearing about other survivors' NDEs, would start to imagine what it would have been like if they had had the same experience. Recent psychological studies have shown conclusively that simply imagining that one has had experiences that had in fact never been encountered will lead to the development of false memories for those experiences.5–7 Interestingly, susceptibility to false memories correlates with tendency to dissociate,8,9 which in turn correlates with the tendency to report NDEs.

Perhaps the switching of classification of patients represents nothing more than changes in definition of NDE at different stages of the study. This possibility may receive some support from the fact that, at the 2-year follow-up, over a third of the 17 patients who had originally reported superficial NDEs were then deemed to not have had NDEs at all. Another possibility is ordinary forgetting. Such problems must be rectified in future studies because their overall effect would be to blur the distinction between NDE and non-NDE-patients. This overlap would make it much more difficult to identify possible physiological and psychological differences between the groups. Nevertheless, the prospective nature of the studies by van Lommel and colleagues and Parnia and colleagues is to be welcomed as a major advance over previous retrospective approaches.

References
1. Parnia S, Waller DG, Yeates R, Fenwick P. A qualitative and quantitative study of the incidence, features and aetiology of near death experiences in cardiac arrest survivors. Resuscitation 2001; 48: 149-156. Abstract | Full Text | Full-Text PDF (99 KB) | MEDLINE | CrossRef
2. Parnia S, Fenwick P. Near death experiences in cardiac arrest: visions of a dying brain or visions of a new science of consciousness? Resuscitation (in press).
3. Blackmore S. Dying to live: science and the near-death experience. London: Grafton, 1993:.
4. Blackmore S. Out-of-body experiences In: , Stein G, ed. The encyclopedia of the paranormal. Amherst, NY: Prometheus, 1996: 480.
5. Garry M, Manning CG, Loftus EF, Sherman SJ. Imagination inflation: imagining a childhood event inflates confidence that it occurred. Psychonomic Bull Rev 1996; 3: 208-214.
6. Goff LM, Roediger HLM. Imagination inflation: the effects of number of imaginings on recognition and source monitoring. Memory Cognition 1998; 26: 20-33.
7. Loftus EF. Imagining the past. Psychologist 2001; 14: 584-587.
8. Heaps C, Nash M. Individual differences in imagination inflation. Psychonomic Bull Rev 1999; 6: 313-318.
9. Hyman IE Jr, Billings FJ. Individual differences and the creation of false childhood memories. Memory 1999; 6: 1-20. MEDLINE | CrossRef

http://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140673601071331/fulltext

Источник: http://arkaim.info/science/item/961-soznanie-suschestvuet-nezavisimo-ot-mozga.html

Комментарии

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий.