Вход



Блоги

Два месяца на острове Мадейра. Вселенная воспоминаний.

Проведя два месяца на острове Мадейра, продолжаю серию репортажей, - и в продолжение статьи о мультикультуризме в европейском контексте сделаю здесь небольшое обобщение главных музейных достопримечательностей, преимущественно Фуншала. Конечно, в плане культуры, курортный остров - это далеко не Афины или Рим, даже не Вена или Ницца - и все же некоторую любовь к искусству, отчасти проявляющуюся хотя бы в планировке садов и убранстве соборов, местные жители проявляют. Я действительно внимательно изучила карту - и исходила вдоль и поперек все, заслуживающее моего внимания, поэтому могу нечто предложить и вашему вниманию... Для начала поднимемся на террасу коллегиальной церкви на главной площади Фуншала - и окинем взором городок на берегу океана:



Четыре крепости Фуншала
Главный цвет Мадейры - голубой, что хорошо видно в католических храмах, которые расписаны внутри разными оттенками синего, да и океан вокруг. Дома однотипные - белые стены и красные крыши, другие цвета встречаются нечасто, не считая утопания в зелени. Как и подобает средневековому городу, вокруг Фуншала есть форпосты по всем четырем сторонам света. Старая крепость с востока резко выделяется из общего городского ландшафта своим пронзительно-желтым сиянием снаружи, да и внутри, где помимо желтизны стен царит полная пустота. Когда ради посещения крепости я оделась в ярко-желтое платье немного другого оттенка, получилось, что желтое сливается с желтым.

На западе же расположена мрачная крепость Св. Иосифа - она же самая маленькая страна в мире! Именно на этом крошечном островке с крутой скалой высадились первые португальцы в 1419 году, и отсюда уже ступили на остров Мадейра. Долгую удивительную историю сего клочка суши (временно переходившего во владения англичан в 20-м веке) можно прочитать на сайте "государства". Достаточно сказать, что это соершенно сумасшедшее место - начиная со скопления морских якорей с огромными пауками, спасательных кругов и антикварных статуэток, до флага на верхней площадке, где смотрит вдаль Санта-Клауз в позе капитана, а рядом стоит консервная банка для сбора милостыни на прокорм королевского кота, которые мяучит откуда-то изнутри, а через небольшую пещеру можно спуститься к обрыву в океан, цепляясь за шаткие перила. Впрочем, задерживаться там надолго незачем...


На юге, а точнее на береговой линии примерно посередине между восточной и западной крепостями, находится дворец-крепость Сао-Лоренцо вкупе с военным музеем. К прискорбию, внутри не позволяют фотографировать, а некоторые залы вполне тянут на питерский Эрмитаж по роскоши! И, наконец, на севере - фактически уже в горах над городом - высится четвертая внушительная крепость, куда вообще не попасть вовнутрь из-за затянувшейся реставрации, хотя виды оотуда на город прекрасные....

Городская ратуша и главная площадь
City Hall открыт для посещения дважды в день, когда собирают небольшие группы посетителей и проводят по залам с гидом. Как водится, я примкнула к англоязычной группе, но бывшие там настоящие англичане сразу приняли меня за немку. У нас был увлеченный гид, много рассказывал про историю Фуншала и всей Мадейры, и особенно драматически прозвучало, как как снесли пол-средневекового города, чтобы обустроить центральную площадь перед ратушей. По другим сторонам площади находятся коллегиальная церковь, католический колледж и судебные инстанции. А в центре высится фонтан, который служил мне неизменным ориентиром для назначения встреч с разными людьми. Рядом в переулке расположен богатый Музей Священных Искусств (где нельзя фотографировать) с потрясающей экспозицией старинных икон и церковной утвари, включая два зала серебра. С него стоит начинать знакомство с искусством в Фуншале - ибо все остальные музеи служат скорее дополнениями.

Пять самых культурных музеев
Дом-музей Фредерико Фрейтаса - прекрасная усадьба с обстановкой 19-го века и множеством более древних экспонатов, благо хозяин был историком и любителем древностей и предметов искусства. Неожиданно на выходе удалось посетить по тому же билету другой музей, который в культурном плане оказался гораздо интереснее. Это огромная коллекция изразцов, которые уже в 13-м веке начали попадать в Испанию из Ирана и Турции вместе с распространением мусульманства. Португальские образцы датируются позже - примерно 16-м веком, поэтому на остров Мадейра они проникли вместе с его открытием - и даже древнейшие соборы уже украшены цветной плиткой. Так я впервые поняла скрытые истоки ислама, которые ранее не наблюдала, однако иногда мне мерещелась некая схожесть внутреннего убранства церквей с колоритом мечетей. Другое открытие - характерный сине-голубой цвет изразцов вовсе не является достоянием Мадейры, а считается голландским влиянием. В общем, моя любимая стихия - потрясающее смешение культур, даже несколько статуэток из Китая нашлось.


Музей с очень странным названием Universo de Memórias, которое я сначала перевела как "памяти вселенной", а оказалось наоборот - "вселенная воспоминаний", произвел на меня неизгладимое впечатление. Бывший журналист, а впоследствие секретарь министерства туризма, Ж.К. Абреу натащил со всего мира кучу всяких диковинок, которыми завалили сверху донизу четырех-этажное здание! Прямо напротив располагается не менее внушительное здание музея Кинта-дас-Крузеш. "Исторический особняк, расположенный в усадьбе, где раньше жил Жоао Гонсалвеш Зарку. В старинном особняке, окруженном прекрасным садом со скульптурами, экзотическими цветами и деревьями, размещается богатая коллекция изобразительного искусства, старинной мебели, фарфора, а также множество предметов, представляющих исторический интерес."


Музей Энрике и Франциско Франко погружает в мир скульптуры и живописи, хотя и не слишком глубоко. На сравнительно небольшой выставке главным экспонатом оказались эскизы памятника первооткрывателю Мадейры, созданного Франциско Франко и торжественно открытого в 1930-х гг. Мимо него я проходила целый месяц от Русского Дома к морю, и здесь эти звенья цепи соединились... Однако в тот же день я нашла уникальный магазин антиквариата, спсобный затмить любой музей!
Все остальное не относится к культурным достопримечательностям как таковым, а имеет смысл только в том случае, если вас волнуют какие-то частности - вино, игрушки, вышивка, электричесвто и т.п.

Добрая дюжина церквей
В свободное время успела обойти все обозначенные на карте церкви Фуншала, коих по крупному ровно дюжина, включая вечно-закрытый монастырь. Большинство соборов открывают только на время богослужений, поэтмоу поначалу мне казалось, что попасть внутрь можно очень редко, а на самом деле нужно просто приходить вовремя. Главный собор стал моим любимым местом для посещения месс, в итоге мне понравился священник, и я иногда даже подходила к причастию, чего обычно не делаю. Второй по посещаемости была коллегиальная церковь, которую я уже дважды упоминала выше, где мне нравилось пение Аве Мария и виды с террасы на город. А третьим - собор Сан Пьетро, благо он был ближайшим к Русскому Дому и на перекрестке, где я часто проходила, поэтому было просто удобно заходить по пути. Кроме того, там я впервые сама "поставила свечку" посредством зажигания лампочки при опускании 20 центов в копилку, что поначалу вызывало у меня отторжение по всей Европе. Порой мне везло на открытую Английскую церковь 19-го века, очень холодную и строгую по стилю, тогда как внуть Шотландской церкви я так и не попала... Вообще, именно о католичестве я очень подробно писала в предыдущем репортаже, поэтому ограничусь здесь личными предпочтениями, и все.

Садоводство как искусство
Парк Св. Екатерины стал моим первым любимым местом для прогулок благодаря близости к центру городка и обширной площали, включая красивое озеро с фонтанами. Впрочем, мне подпортили впечатление рассказами о том, что парк разбит на месте самого старого кладбища на Мадейре. Позже я обнаружила памятник Христофору Колумбу, мимо которого раньше проходила неоднократно, обращая внимание только на стоящую рядом церквушку и роскошные цветники. От памятника открывается великолепный вид на порт, откуда самым ближайшим направлением является маленький островок Порту Санту, где находится дом-музей Христофора Колумба. Именно оттуда он отправился в дали Атлантического океана якобы вокруг Африки и случайно открыл Америку. Кстати, начало плавания приходилось на пятницу 13-е число, поэтому у португальцев нет фобии относительно сей даты.


Президентский сад "Квинта Виджия" примыкает вплотную к парку, но туда отдельный вход с символической платой в один евро. Сам президент, по слухам, ничем особо не прославился, кроме смены жен - сейчас у него третья молодая супруга. По отзывам местных, отток населения с острова достиг такой степени, что даже закрываются целые школы, поскрльку не хватает детей, чтобы заполнять их учащимися... Видимость райской жизни создается исключительно для туристов, а народ жалуется.


На окраине Фуншала находится ботанический сад, где большинство растений еле-живы от засухи, зато процветают высоченные кактусы и художественно обрезанные жестко-листные кусты. Оранжереи с орхидеями расположены прямо рядом с ботаническим садом, однако это совсем отдельная тема...


Императорские сады Монте к северу от Фуншала в горы - одно из первых 'must see' ждало меня целых полтора месяца, ибо для так называемой "прогулки" по садам нужно не меньше 3-4-х часов нон-стоп, даже просто на обход, по сути же предпочтительно выделять целый день. Это именно сады во множественном числе, посреди которых высится так называемый "дворец", но он выглядит сереньким и обшарпаным, сам по себе не впечатляет, гораздо интереснее содержимое музеев с самоцветами. На удивление, наибольшую часть пространства занимают "восточные сады" (южный и северный), на самом деле сплошь чисто китайские. Превеликий сюрприз - огромная статуя Будды в центральной беседке, и все вокруг насыщенно-красного цвета, что в сочетании с зеленью смотрится прекрасно, плюс пруды с красными рыбками! В общем, мадерианская знать любила всякие диковинки - и никакой католицизм ее не смущал в выборе предметов роскоши из чуждых заморских культур.


Сады Палейро менее известны и дальше от Фуншала, чем прославленные императорские сады Монте, и все же насчитывают более чем столетнюю историю. За ними ухаживают сами владельцы, а точнее их жены, которые "обладают гималайской выносливостью и самыми зелеными руками в мире. Впрочем, люди с тачками не показались мне похожими на почтенных синьор, видимо, это все же преувеличение. Однако, там гораздо тише и спокойнее, чем в дико-туристическом Монте, поэтому было приятнее...
Славится также роскошный розариум на северном побережье, куда мы заезжали при объезде острова.

Фестиваль в годовщину открытия острова
Фестиваль открытия острова Мадейра проводится ежегодно в Машико (около получаса на машине от Фуншала), где впервые ступили на змелю португальские мореплаватели 2 июня 1419 года. Обычно он продолжается целую неделю, поэтому спешить с посещением не стоило... Мы пропустили спектакль "высадки с корабля", а попали уже на представление на сцене, вокруг которой был огромный базар с нагромождением месных кухонь и утвари. Меня накормили традиционным супом, напоминающим русские щи (жидкое картофельное пюре с длинно порезанными листьями некоего подобия капусты), с ломтем хлеба и напоили кружкой напитка из сахарного тростника с имбирем. Реально там было трудно найти вегетарианскую еду - даже все пространство было пропитано дымом копченостей... Народ был разнаряжен в старинные одеяния, на разных площадках шли отдельные игры и постановки. Почему-то даже попался ларек с индийскими специями и прочими товарами из Индии, что смотрелось несколько странновато. Также было много всякой скотины в загонах с имитацией домиков и "радушными хозяевами", ждущими своих клиентов. В общем, сущий балаган с праздничным шумом и весельем.


В стационарном варианте вечный фестиваль происходит в традиционной деревне Сантана, и если вы находитесь на острове не в мае, можно проехаться за экзотикой старины немного подальше. Точнее, это туристский парк типа "музей под открытым небом" - настоящие деревни на Мадейре не сохранились, и лишь отдельные домики используются местными жителями для содержания скота или в качестве амбаров. По пути в Порто да Круз мне попался другой музей - фабрика обработки сахарного тростника с машиной 19-го века, правда от дегустации вина (входит в стоимость билета) я отказалась.


Ночные концерты в Понта до Сол - совершенно секретно на закуску. Немного тусовочной жизни на курортном острове не помешает для знакомства с местными нравами... Перед встречей с местной "звездой" я прослушала "Аве Мария" в церкви (хор тетушек под старый клавесин) и искупалась в океане. Пытаясь оживить аудиторию, где к полуночи все разлеглись на подушках и потягивали коктейли, гитарист тщетно вопрошал: "Да что вы все как мертвые?!" Впрочем, именно отсутствие лишнего шума сделало мероприятие весьма и весьма интеллигентным, так что мне понравилось...

Подробные фотоотчеты в авторском блоге (15 мая - 15 июля) - http://shantinathini.livejournal.com