Вход



Блоги

Тонкости тонкого восприятия

На последнем вебинаре, которые я традиционно провожу с острова Мадейра по вторникам в 21 МСК (ССЫЛКА ДЛЯ ВХОДА), мне задали вопрос, одинаково ли разные люди воспринимают чакры и стоит ли пытаться соответствовать описанию? Здесь есть несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание. Привожу краткий конспект своего ответа, хотя многие "живые примеры" опускаю...

В современных руководствах по энергоструктуре превалируют визуальные описания для представления чакр, тогда как ведическая культура исконно является ШРУТИ - "услышанное". То есть древние риши и последующие гуру в линиях передач задействовали в большей мере звуковой канал, как наиболее подходящий для передачи различных вибраций с более тонких уровней в спектр восприятия. Другое дело, что тонкая анатомия более тщательно разрабатывалась вовсе не в ведической, а в тантрической традиции, поэтому в хатха-йоге акцент на мантры сохраняется, но не доминирует абсолютно.

Экстрасенсорика вообще может проявляться как утонченное восприятие любым из 5 органов чувств, где чаще всего встречаются в утонченной форме 1) видение, 2) слышание, 3) осязание, однако встречаются также паранормальное 4) обоняние и 5) вкусовые ощущения. Обычно тот или иной экстрасенс или йог имеет предрасположенность к одному-двум каналам восприятия, а вовсе не гармонично развивает все экстрасенсорные способности. Отсюда простой вывод: буквальное воспроизведение полного описания чакровой системы практически невозможно, всегда будут некоторые индивидуальные особенности.

Далее возникает другой вопрос, а как составлялись сами атласы тонкой анатомии человека? Как и любые научные исследования - это результат доказательного эксперимента, когда на протяжении веков многие подвижники согласовывали то, что им по отдельности удавалось воспринимать в медитации. Не так давно в рунете была популярна публикация о том, что ранее существовало больше вариантов описания чакровой системы, нежели ныне устоявшаяся и общеупотребимая версия, хотя и в ней нередко встречаются разночтения в зависимости от конкретной школы или линии передачи.

Также довольно значимым является соотношение личной силы и чувствительности. Классические перекосы возникают либо когда человек обладает сильной энергетикой, но слабой восприимчивостью ("слон в посудной лавке";), либо наоборот - страдает недостатком энергии при повышенной и даже обостренной чувствительности ("человек без кожи";). В обоих случаях будет ярко выраженный перекос в восприятии личной энергоструктуры и влияния энергетики других людей. Однако сбалансировать эти параметры довольно сложно, поэтому встречаются даже признанные гуру с подобными акцентами.

В определенном смысле нам проще развиваться, поскольку за тысячелетия уже составлены карты - и мы можем ими пользоваться, заранее зная, что должно появиться при обращении чувств вовнутрь. Однако на опыте преподавания мне прекрасно известно, что при выполнении одного и того же упражнения у разных учеников возникают совсем не одинаковые ощущения и впечатления. Таким образом мы все же вынуждены развивать самодиагностику, поскольку несоответствие личного восприятия заранее обозначенным цветам или формам является симптоматичным. А значит, развитие экстрасенсорики неразрывно связано с самокоррекцией, что хорошо структурировано в йоге, но зачастую упускается из виду в тех эзотерических направлениях, где видение превращается в самоцель.

Однако, паранормальные способности в целом относятся к категории вибхути, или сиддхи, по отношению к которым в классической йоге изначально была довольно скептическая позиция. Уже в ранних комментариях к 3-й части "Йога-сутр" Патанджали отчетливо заявляется, что экстрасенсорные способности могут проявляться по мере практики йоги как побочные эффекты, но не являются целью и могут даже отвлекать йога от самореализации. Проще говоря, а зачем вам вообще воспринимать чакры и что вы со своей сверх-чувствительностью будете делать - вы хорошенько подумали? Вот почему данные параметры обязательно должны быть вписаны в более общую стратегию саморазвития.