Вход



Блоги

Ритрит как форма практики

Снова по просьбе слушателей делаю конспект своего ответа на традиционном вторничном вебинаре c острова Мадейра (ССЫЛКА ДЛЯ ВХОДА) на вопрос о функциональности ритритов (иногда пишут "ретритов";) как таковых. У меня большой опыт как ритритов в монастырях, так и селф-ритритов, поэтому сделаю обобщение.

Под ритритом в сфере духовной практики понимается более или менее длительный период работы с определенными техниками в обособленном пространстве без влияния социума. Классикой ритритов можно считать випассану по Гоенке, христианские затворы, программы в индуистских ашрамах и пр. Я далека от того, чтобы пропогандировать какую-либо религию, а абстрагирую саму форму ритрита.

Как и во всем у такой формы интенсификации личного развития есть плюсы и минусы. Начнем с позитива: конечно, посвящая всего себя практике можно добиться быстрой трасформации состояния, а в идеальном случае - переломить инерцию предыдущих привычек, так что новое состояние будет закреплено надолго. Вас довольно жестко форматируют извне четким регламентом, поэтому к нему проще привыкнуть и постепенно "усвоить" как свою собственную форму. Не случайно, даже короткие 10-дневные ритриты порой приводят к полному изменению всей жизни - выйдя из медитативного центра человек может все поменять, хотя ранее безрезультатно мечтал об этом годами! Даже если радикальных перемен не произошло, практикующий успевает качественно освоить технику, которой далее может пользоваться самостоятельно. Вот почему ритритная форма довольна популярна как способ проведения отпуска во многих азиатских странах, да и россияне начинают ее осваивать.

Минусы не менее очевидны. 1) К столь интенсивной практике нужно быть готовым, чтобы не произошло психических срывов или элементарного физического перенапряжения. Не случайно при записи на гоенковский ритрит нужно подтвердить отсутствие серьезных заболеваний, а благословение на затвор в христианских монастырях и вовсе могут дать через годы послушничества. 2) Далеко не всегда ритрит приводит к закреплению измененного состояния, и тогда происходит возврат к обычной жизни со всеми тараканами, по контрасту они воспринимаются гораздо болезненнее, поэтому человек может элементарно скатиться в депрессию от безнадежности своих усилий. 3) Эффект гордыни, когда даже после небольших успехов, человек начинает считать себя "продвинутым", что создает проблемы в общении с окружающими, типа "Я крутой, а вы десять дней в медитации не просидите". 4) Вероятность стагнации, когда все дальнейшие усилия направлены на поддержание закрепленного состояния, что, конечно, не так уж плохо, но парализует дальнейшее развитие, ибо человек и так доволен собой.

При грамотном использовании ритритной формы длительность и сложность программы нужно наращивать постепенно, чему хороший пример дают тхеравадские монастыри с индивидуальным подходом, когда мастер каждому дает ежедневное задание "на вырост", но "по силам". Если вы не собираетесь становиться монахом, то и сами ритриты стоит делать не слишком часто, примерно раз в полгода, чтобы не утрачивать адаптивности к социуму, но и не слишком редко, чтобы продвигаться.

Отдельная тема - это селф-ритриты, то есть полностью самостоятельное решение, какую практику делать, где именно и сколь долго. Довольно ответственное дело, доступное опытным практикующим, но и вся ответственность за последствия (прогресс или срыв) лежит исключительно на них самих. На сей чсет существуют традиционные споры, где поставить запятую в формуле "Запретить нельзя поощрять".