Вход




Блоги

Философия йоги - нелегальное миссионерство?

Я снова сильно оторвалась от российских реалий, и даже не узнала бы о событии, взбудоражившем все йогическое сообщество, если бы не прямая ссылка от руководства "Аура Плюс", когда мы обменивались поздравлениями с Новым годом. "Занятия йогой в России могут привести в тюрьму" - заголовок в духе масс-медиа с сильным преувеличением, ибо максимальное наказание - относительно небольшой штраф на "незаконную миссионерскую деятельность". Но прецедент вопиющий - ибо получается, что любая чисто информативная лекция теперь может считаться миссионерством! Напомню, мой государственный (!) диплом специалиста по философии был выдан мне за защиту работы по философским основаниям йоги, изданную как научный труд в "Петербургском востоковедении" (Петербург, 2007), а позже переизданную в "Традиции" (Москва, 2014). То есть у меня-то вообще других занятий нет, кроме как читать лекции по философии и проводить занятия по йоге и другим духовным практикам. А теперь получается, что по возвращении в Россию, у меня возникает закономерный вопрос: а я могу продолжать работать по своей прямой специальности - или мне сначала к юристу на консультацию? Или, как мне вчера написал знакомый психолог, лучше и вовсе не возвращаться на родину от греха подальше... Не буду торопиться с выводами, ждем суда!

Имя йога Дмитрия Угая я узнала впервые из данной заметки, и немудрено - лекция проходила на фестивале ВедаЛайф, организованном ИСКОН, а сам он кришнаит. То есть это действительно "секта" (четко оформленная социальная структура со своей обособленной идеологией), с которой я никогда не имела дела напрямую, только видела процессии с барабанами на улице, - я не любитель экзальтации... Тем более интересно было узнать по стенограмме, что йог не ограничился проповедью бхакти-йоги по "Бхагавадгите", а более или менее сносно изложил йога-сутры Патанджали и даже систему санкхья! Для не профессионалов поясню, - это как раз признак того, что лекция не была проповедью, благо он не ограничивался учением вишнуизма, а давал общий обзор индийской философии в целом. Другое дело, что понаделал ляпов в санскрите, и даже перепутал авторство "Хатха-йога-прадипики", но да бог с ним. Это уже сущие мелочи в общей картине, поэтому йогическое сообщество неожиданно вдруг объединилось в поддержку коллеги, хотя в обычной дискуссии его скорее раскритиковали бы... Однако его упоминание о том, что в аспирантуре (работает веб-программистом) он изучал философию под руководством Сагатовского, которого опять-таки не имела чести знать лично, подтверждает тот факт, что общая философская культура у лектора имелась, а он не совсем с сектантского дуба рухнул... Однако в отличие от моего случая, его образование не профильное, и вопрос легитимности остается.

Конечно, меня никто не приглашал на суд в качестве эксперта, но как специалист в данной области, считаю нужным высказаться. Основной трудностью в определении "миссионерства" здесь является очень тонкое разделение на сферы религии, философии и духовной практики. Как вайшнав, то есть преданный господа Кришны, выступающий на фестивале своей организации, лектор легко может считаться "миссионером", - это религиозный аспект. Однако содержанием лекции был вовсе не вишнуизм как таковой, а пересказ двух из основных систем индийской философии (йога и санкхья), которые не относятся непосредственно к учению Кришны уже хотя бы потому, что по датировкам были созданы позднее "Бхагавадгиты" и не могли им проповедоваться, кроме того оформились как совсем другие школы мысли. Посему считать проповедником человека, который столь широко мыслит, что свободно излагает общие понятия, выходящие за рамки его вероисповедания, было бы странно - это действительно по содержанию была образовательная лекция по индийской философии. И наконец, третий аспект, выделение йоги как духовной практики, то есть над-религиозная надстройка, которая и позволяет так легко практикующим по всему миру отделять йогу от индуизма. Процесс интериоризации был прекрасно вычленен признанным классиком Мирча Элиаде, на которого лектор, кстати, ссылается. А ведь в духовной практике нет и не может быть миссионерства - это сфера не веры, а личного опыта, хотя бы и мистического! Миссионерство же предполагает насаждение априорного (до опытного) принятия вероисповедания.

Проще говоря, йогу как духовную практику вообще невозможно проповедовать по определению! Это не вероисповедание, в которое можно уверовать, а сфера опытного познания, - и миссионерство здесь исключено, как нельзя быть миссионером в области физики или математики. Или все-таки можно?! Завтра будет суд - и мы узнаем официальную позицию российской власти по данному вопросу.

И еще один прецедент меня тревожит - на сайте Change.org опубликована петиция от лица индийца, проживающего в России 26 лет (то есть со времен Перестройки), с просьбой поддержать индуистов, которых начали преследовать российские "экстремальные элементы" именно по вероисповеданию. То есть индийцы жили у нас четверть века без проблем, а теперь им собирать чемоданы на родину?


И уж совсем риторический вопрос: а зачем же тогда Путин при встрече с Моди обещал заняться йогой?