Вход

Детская патопсихология и патопсихологическая диагностика

Расписание

27 октября, Четверг
с 10:00 до 17:30
28 октября, Пятница
нет расписания
29 октября, Суббота
нет расписания
30 октября, Воскресенье
нет расписания
31 октября, Понедельник
с 10:00 до 17:30
как связаться?

Программа обучения по курсу предназначена для практикующих психологов, студентов 4,5, курсов психологических Вузов, логопедов-дефектологов и педагогов классов коррекционного обучения.

Программа семинара:

1. Закономерности психических заболеваний у детей.

Соотношение социального и биологического в возникновении психи­ческих заболеваний в детском возрасте.
Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психиче­ских нарушений в детском возрасте.
Генетические и соматические предпосылки психического онтогенеза. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка.
Основные уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.
2. Закономерности дизонтогенеза (нарушения психического развития) у детей.

Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды.
Первичные и вторичные нарушения (Л.С. Выготский).
Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе.
Основные симптомы асинхронии развития: ретардация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс.
Типы асинхронии развития.
3. Психологические методы исследования аномального развития ребенка.

Направленное наблюдение, качественный анализ психического разви­тия ребенка. Нейро- и патопсихологические методы исследования.
Экспе­риментальное обучение как метод диагностики нарушений развития.
Проективные методы исследования личности. Игра и рисование как диагностические ме­тоды.
4. Методы коррекционно-педагогической работы с аномальными деть­ми.

Проблема соотношения медикаментозной терапии и психотерапии. Терапия игрой. Обучение в условиях дефекта.
5. Психологическая характеристика отдельных форм психических рас­стройств в детском возрасте.

Психическое недоразвитие. Психологическая характеристика познава­тельной деятельности детей олигофренов. Формирование личности ум­ственно отсталого ребенка. Особенности игровой и учебной деятель­ности. Принципы отбора во вспомогательные школы.
Задержанное психическое развитие. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки пси­хического развития от олигофрении и педагогической запущенности. Понятие психического инфантилизма. Особенности обучения и воспи­тания детей с задержкой психического развития.
Поврежденное психическое развитие. Психологическая характеристика детей с явлениями деменции. Прогноз развития детей с явлениями де­менции. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции.
Дефицитарное развитие. Психологическая характеристика детей с гру­бым недоразвитием либо повреждением отдельных анализаторных си­стем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также ря­дом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Соот­ношение первичного и вторичного дефектов в формировании психиче­ских нарушений. Особенности эмоционально-личностной сферы. Во­просы компенсации.
Искаженное развитие. Психологическая характеристика эмоциональных и познавательных процессов при ранней детской шизофрении. Психологическая структура синдрома раннего детского аутизма (соотношение первичных и вторичных нарушений). Проблема социали­зации детей, страдающих ранней детской шизофренией.
Дисгармоническое развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатии. Роль неблагоприятных условий воспитания и окру­жения в формировании психопатической личности. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий. Патохарактерологические развития личности.
6. Области применения диагностики развития у детей.

Дифференциально-диагностическое исследование больных детей в пси­хоневрологических учреждениях.
Отбор в специальные школы (вспомогательные, с задержкой психиче­ского развития и т.д.).
Психологическая диагностика школьных трудностей у детей с эмоцио­нальными и интеллектуальными нарушениями.
Психологическая диагностика детей с отклонением поведения.
Вопросы к зачету по детской патопсихологии

Предмет патопсихологии детского и подросткового возраста
Практические задачи патопсихологии детского и подросткового возраста
Проблема нормы в патопсихологии детского и подросткового возраста
Понятие «аномальный ребенок» в узком и широком смысле
Понятия гетерохронии, асинхронии, критического периода и их место в понятийном аппарате патопсихологии детского и подросткового возраста
Нервно-психического развитие детей раннего возраста
Нервно-психического развитие детей дошкольного возраста
Психологические особенности младших школьников
Психологические особенности подросткового возраста
Этиологические факторы дизонтогенеза
Влияние микросоциального фактора на психическое развитие ребенка
Структура и параметры нарушенного развития (по В.В.Лебединскому)
Проблема первичного и вторичного дефекта в патопсихологии детского и подросткового возраста
Уровни функциональной организации психических процессов (временная независимость функций, ассоциативный и иерархический типы связей) и их нарушения
Подходы к классификации дизонтогенеза
Характеристика типов дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Возрастная специфика проявления расстройств психического здоровья
Умственная отсталость. Механизмы формирования, клиническая картина умственной отсталости. Специфика диагностики
Особенности развития познавательной сферы,  личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Понятие задержки психического развития. Причины и условия возникновения ЗПР. Клиническая картина. Принципы психологической диагностики ЗПР
Классификация клинических вариантов ЗПР
Особенности развития познавательной сферы,  личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Психическое развитие при органическом повреждении ЦНС
Расстройства поведения в связи с ранней органической недостаточностью ЦНС
Особенности развития познавательной сферы  у детей с органическим повреждением ЦНС
Эпилепсии у детей, клиническая картина, особенности развития познавательной сферы, личности и эмоциональной сферы у детей с эпилепсией
Шизофрения у детей и подростков, факторы ее возникновения, психологические
Возрастные особенности патопсихологии ранней детской шизофрении.
Специфические закономерности психического развития детей с нарушениями отдельных анализаторных систем
Ранний детский аутизм. Клинические варианты. Течение. Прогноз. Проблема дифференциальной диагностики
Особенности развития познавательной сферы  у детей с синдромом раннего детского аутизма
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с синдромом раннего детского аутизма
Неврозы и невротические реакции у детей и подростков, клинико-психологическая характеристика. Виды неврозов.
Проблема личностной аномалии в патопсихологии детского и подросткового возраста
Понятие «патохарактрологическое развитие», его виды и причины.
Виды психопатий. Способы диагностики
Аффективная патология в детском возрасте
СДВГ. Краткая характеристика, дифференциальная диагностика
Адаптация, компенсация, коррекция – сравнительная характеристика
Возможности психотерапии при психических расстройствах в детском возрасте
Принципы построения патопсихологического обследования детей
Методы исследования в детской патопсихологии
Специфика патопсихологического исследования детей раннего и дошкольного возраста.
Специфика патопсихологического исследования детей младшего школьного возраста
Специфика работы патопсихолога с подростками

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.