Вход

Нейропсихология

Расписание

3 октября, Понедельник
с 10:00 до 17:30
4 октября, Вторник
с 10:00 до 17:30
5 октября, Среда
с 10:00 до 17:30
6 октября, Четверг
с 10:00 до 17:30
как связаться?

Для кого этот семинар:
семинар рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех, интересующихся.

Цель семинара:
формирование знаний о  специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.
В программе семинара:

Введение в теорию нейропсихологии
Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.
Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.
История развития представлений о локализации психических функций в мозге
Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ)
Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции
И. М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении.
Работы И. П. Павлова о роли лобных долей мозга.
Работы А. А. Ухтомского о динамической локализации функций.
Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.   
Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.
Особое значение теории П. К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н. А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.
Концепция А. Р. Лурии о системной динамической локализации ВПФ
Вклад в развитие нейропсихологии Ленинградской научной школы (Н. Н.Трауготт, Н. П.Бехтерева, В. Л. Деглин, Н. М. Тонконогий и др.).
Проблема фактора в нейропсихологии.
Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.
Основные принципы структурно-функциональной организации мозга
Анатомические принципы организации мозга
Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.
Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга (Х. Джексон, Н. А. Бернштейн).
Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.
Концепция трех функциональных блоков мозга
Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации.
Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга.
Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания.
Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга.
Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга».
Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.
Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии)
Мозговая организация зрительного гнозиса
Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора.
Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга.
Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, бук-венная, лицевая и др.
Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии).
Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности.
Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.
Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса
Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора.
Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения.
Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга.
Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта.
Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга.
Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений.
Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.
Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух
Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы.
Скидки: При оплате за 2 месяца и ранее -15%, не позднее чем за месяц - 10%, не позднее, чем за день до начала - 5%Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроиз-ведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.
Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти  при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.
Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.
Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий
Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы.
Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
Апраксии. Классификация апраксий по А. Р. Лурии. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.). Другие классификации апраксий (Липманн, Клейст, Экаен и др.).
Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий
Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы.
Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация аффазий Вернике-Лихтгейма, Хэда, Трауготт-Орфинской и др. Классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией.
Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии). o o o o Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии).
«Речевые зоны» коры  левого полушария  мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой  деятельности при различных формах афазии.
А. Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.
Методики исследования нарушений речевых функций.
Мозговая организация мнестической деятельности
Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мне-стическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память.
Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение).
Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром.
Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной.
Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга.
Межполушарная асимметрия в процессах памяти.
Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
Внимание и его мозговая организация
Психологическая структура внимания.
Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание.
Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифи-ческой системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга.
Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции.
Психофизиологические исследования модально-неспецифических и  модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания.
Методики исследования нарушений внимания.
Нарушение внимания, как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.
Мышление как ВПФ и его мозговая организация
Психологическая структура и мозговая организация мышления.
Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления.
Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга.
Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга.
Нарушения счета, виды акалькулий.
Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.
Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом
Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля.
Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отелов мозга. Варианты лобного синдрома (А. Р. Лурия, К. Прибрам, Е. Д. Хомская). Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности.
Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.
Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга
Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы
Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.
Нейропсихологический анализ нарушений сознания
Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А. С. Шмарьян, А. Р. Лурия, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Б. И. Белый).
Нарушения сознания при поражении лобных долей моз-а и неспецифических структур.
Межполушарные отношения в проявлениях сознания.
Гипотезы о вкладе различных структур  в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга. 
Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы
Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа.
Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия).
Принцип двойной диссоциации Г. Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений. Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).
Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.

В результате участия в программе, Вы будете знать:
естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга;
методологию нейропсихологии;
основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи;
методы и методики нейропсихологического обследования.
В результате участия в программе, Вы будете уметь:
ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и наруше-ниями в работе мозга,  применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
В результате участия в программе, Вы будете владеть:
структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга;
представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития;
методологией нейропсихологического обследования.
Основные методы, используемые при проведении обучения:
проведение лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий, разбор конкретных клинических случаев, ситуа-тивные задачи.

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.