Вход

Психология развития и возрастная психология

Расписание

26 сентября, Понедельник
с 10:00 до 17:30
27 сентября, Вторник
с 10:00 до 17:30
28 сентября, Среда
с 10:00 до 17:30
29 сентября, Четверг
с 10:00 до 17:30
как связаться?

Цели семинара:

формирование у студентов научного мировоззрения, позволяющего осуществлять систематический подход и анализ психологических явлений в области психологии развития юношеского, зрелого и старческого возраста.

Задачи курса:

создать у студентов понимание роли и места возрастной психологии и психологии развития  в системе психологических знаний;
развить представления об основных теоретических подходах к изучению психического развития  в работах отечественных и зарубежных авторов;
выработать понимание ключевых теоретических проблем психологии развития и возрастной психологии юношеского, зрелого и старческого возраста;
сформировать навыки сравнительного анализа основных существующих теорий психического  развития;
сформировать представления об основных особенностях и закономерностях различных периодов психического развития человека.
В программе курса:

Психология юношеского возраста:

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла.
Переходный характер юношеского возраста.
Проблема ведущей деятельности юношеского возраста.
Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.
Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте.
Переход к самообразованию и самовоспитанию.
Особенности развития познавательных функций в юношеский период.
Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления.
Кросс-культурные различия в формировании формально-логических структур интеллекта.
Формирование индивидуального стиля мышления.
Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе.
Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки.
Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение.
Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Сексуальное поведение и профилактика его нарушений.
Построение нового типа взаимоотношений с родителями.
Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон).
Статусы идентичности (Д. Марсиа).
Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений.
Нарушения формирования идентичности.
Основные закономерности развития самосознания.
Развитие образа Я.
Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности.
Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания.
Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности.
Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Особенности эмоционально-волевой сферы личности.
Развитие воли и способности к самоуправлению.
Пути развития научного мировоззрения.
Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.
Девиантное поведение, его причины и предупреждение.
Психология зрелых возрастов:

Критерии «зрелой взрослости».
Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.
Легальный и функциональный возраст (Д. Биррен).
Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р. Хевигхерст, Д. Левинсон).
Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь.
Молодость как «время путешествий» — поиски себя и переход к стабильному образу жизни.
Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни.
Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.
Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.
Средняя зрелость (середина жизни).
Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности.
Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества.
Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры.
Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни».
Основные феноменологические признаки кризиса середины жизни.
Изменение восприятия временной перспективы.
Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов.
Возрастание потребности в продуктивном самовыражении.
Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости.
Зрелость как вершина жизненного пути.
Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода.
Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости.
Основные задачи разных периодов взрослости.
Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни.
Направления самоактуализации взрослого.
Особенности социальной активности в зрелом возрасте.
Развитие самодостаточности и особенности общения.
Одиночество в зрелом возрасте и его следствия.
Формирование субъекта деятельности в период «акме».
Стадии профессиональной жизни. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства.
Возможности обучения в зрелых возрастах.
Непрерывное образование как условие саморазвития личности в зрелом возрасте.
Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». П
роблема развития познавательных процессов.
Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К. Шайо.

Скидки: При оплате за 2 месяца и ранее -15%, не позднее чем за месяц - 10%, не позднее, чем за день до начала - 5%

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.