Вход
Голосуй за любимого учителя !

Плоти́н (др.-греч. Πλωτῖνος; 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации(«излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.

Один из величайших философов конца античной эпохи Плотин десять лет был слушателем основателя неоплатонизма, Аммония Саккаса. Плотину было тридцать восемь лет, когда императорГордиан III пошел в Персию. Плотин отправился туда с римским войском (242 г.) и думал из Персии пройти в Индию: он хотел ознакомиться с восточною мудростью в её родных странах. Смерть Гордиана расстроила этот план. Плотин вернулся, два года жил в Антиохии, потом переселился в Рим (244 г.) и приобрел там большой успех. Юноши и зрелые люди сходились слушать его философские лекции, становились восторженными последователями его платонического идеализма, аскетической морали, отрекались от мирской суеты, предавались подвижничеству. 

Плотин производил сильное впечатление: серьезность восточных мудрецов, погруженных в благочестивое умосозерцание, соединялась в нем с греческим светлым настроением души. Он вел строгую подвижническую жизнь, воздерживался от всяких чувственных удовольствий, не ел мяса. 26 лет учил Плотин философии, чтимый как пророк и чудотворец; и пока не пало язычество, люди молились при жертвенниках, воздвигнутых в честь ему. Император Галлиен, жена императора, знатнейшие вельможи и аристократки Рима принимали его учение как небесное благовестие; многие знатные люди, умирая, поручали своих детей попечению святого, божественного охранителя. Он даже надеялся, что император поможет ему основать в Кампании город Платонополь, в котором он введетаристократическо-коммунистические учреждения по системе Платона. Но советники императора помешали этому.

Последние годы жизни Плотин страдал тяжкою болезнью; за ним ухаживал ученик его Евстихий. Он умер 66-ти лет от роду. Другой восторженный ученик его, Порфирий (233-305 гг.), по первоначальному своему имени Малх, уроженец Тира, человек ученый и деятельный, но не имевший его глубокомыслия, гениальности и пророческой экзальтации, описал его жизнь и распространял неоплатоническое учение на Западе устным преподаванием и книгами. Между прочим, Порфирий написал трактат в опровержение христианства; но это его сочинение не дошло до нас. Он привел в порядок философские сочинения своего наставника. Плотин не вполне хорошо владел греческим языком и мало заботился об отделке своих книг, пренебрегая формою; поэтому его трактаты темны, изложение в них многословно и сбивчиво.

Философские сочинения Плотина, разделенные по предметам на шесть «девятикнижий» (эннеад) показывают, что, кроме произведений Платона, изученных им с особой подробностью, он знал системыАристотеля и стоиков. Очень многое заимствовал он из этих греческих источников, многое из иудейской религиозной философии Филона, многое из египетской символистики, многое из писателей, дававших аллегорическое истолкование всяким греческим и восточным мифам. Все эти разнохарактерные элементы Плотин соединил в одну систему и облек все фантастическим мистицизмом. Он сосредоточивал свое внимание на вопросах о духовной жизни и о боге, руководился внушениями фантазии, презирая материальный мир, пренебрегая опытными знаниями.

Вместо философии, которая необходимо должна иметь своим основанием опытные науки, Плотин дает вымыслы воображения, похожие на сонный бред. Он верит в явления богов и духов людям, с точностью описывает разные разряды духов, верит в прорицания, классифицируя и их, очень уважает мистерии. Мало того, Плотин вводит в свою систему всяческие виды колдовства, объясняя их симпатией, соединяющею все предметы чувственного мира. В своем экзальтированном, болезненном идеализме он идет путем диалектических выводов, не оттеняющихся никакими соображениями осмотрительности, и поднимается на такую высоту, на которой душа добродетельного философа, преодолевшая свое тело, очистившаяся аскетизмом от уз чувственности, достигает способности «созерцать божество», таинственно соединяется с богом «в блаженные минуты восторга любви к нему». С этой фантастической высоты Плотин видит, что мыслящий дух человека – лишь истечение верховного существа, бога; что вселенная имеет живую душу; что эта душа вселенной также истечение из бога; что и она и человеческий дух жаждут возвращения в бога. Это вело к учению, что следует удаляться от призрачного мира чувственного бытия, что житейские добродетели ничтожны сравнительно с религиозным самоуглублением созерцательной жизни. Это развивало квиетизм, аскетизм, было похоже на учение брахманов, и точно так же ставило дух человека во враждебные отношения к телу. Но каковы бы ни были недостатки неоплатонической системы, учение Плотина – последняя отважная попытка греческого ума разгадать вопросы о происхождении и устройстве вселенной. 

«Философия Плотина, – говорит Штейнгард, – старалась соединить учение Платона о мире идей и учение Аристотеля об имманентной (внутренне присущей) целесообразности всего существующего, подводя эти мысли под понятие о верховном благе. Это верховное благо у Плотина не постулат мышления, как у Платона, а принимаемый не допускающей никаких сомнений верой источник всего существующего; оно – центр его системы. Плотин хотел подняться выше мышления, найти более чистое познавание истины посредством созерцания божества в состоянии экстаза. Это стремление уносило его за пределы разума, открывало широкий доступ в его систему фантазерству и фанатизму. Не только противники Плотина называли его философию фантазерством, сами ученики его увлекалась в ней именно фантастической стороной. Но она была попыткой довести умосозерцание до такой экзальтации, в которой человеческое самосознание сливается с идеей о божестве, и человек чувствует в себе божественную природу.

Плотин учил рассматривать природу и человеческую жизнь в свете этого сознания человека о божественности своего духа и тесно связывал понятие о божественности человеческой природы с учением о прекрасном, о добродетели, о разумном мышлении. Таким образом, он открывал человеческому мышлению путь, на какой оно до него у западных народов не вступало, он делался предшественником христианских философов. Философия Плотина ставит тот вопрос, который сделался верховным вопросом их мышления. Он стремился и разрешению этого вопроса фантастическим путем, но глубокомысленно. В теологии Плотина соединены все нити древней греческой философии: ум («нус») Анаксагора, единое неизменное бытие Парменида, вечная первобытная единица пифагорейцев, идеи добра, о которой говорили Сократ и Платон, неподвижный, движущий все разум Аристотеля, божественная природа стоиков. Все эти понятия входят в систему Плотина, являются моментами и действующими силами в его божественной триаде.

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.