Вход

Исраэль Бааль Шем Тов

Голосуй за любимого учителя !

Исраэль Бааль Шем Тов ("Добрый человек, знающий тайное имя Б-га" или сокращенно – БеШТ, настоящее имя — Исраэль бен Элиэзер) — основатель хасидского движения в иудаизме, рабби (знаток священного писания и Талмуда).

С его именем связывают становление хасидизма как определенного направления мистического иудаизма, имеющего многочисленных последователей и в наши дни во многих странах мира. Личность этого человека, как и большинства других основателей религиозных учений, была овеяна легендами уже при его жизни, потому исследователям последующих поколений не так-то легко выявить в многочисленных рассказах о нем крупицы достоверных сведений. К тому же Баал-Шем-Това почти не оставил после себя литературных произведений, за исключением нескольких сохранившихся писем-посланий. Трудно даже определить, что же, собственно, было новым в проповедях Бешта по сравнению с тем, что проповедовали близкие ему по духу другие иудейские праведники того времени (называвшиеся «цадиками»). Своей популярностью и последующей жизнью в памяти народа Баал-Шем-Това был, судя по всему, обязан не оригинальности своего учения, а высоким моральным качествам и редкому обаянию личности

Один из величайших предводителей еврейского народа своего времени, Бааль Шем Тов родился у бедных и немолодых родителей в маленьком местечке Окоп (Окуп), ныне вошедшем в черту города Каменец-Подольский, и при рождении получил имя Исраэль. Перед смертью отец Элиэзер завещал маленькому Исраэлю "не бояться никого, кроме Б-га одного", и любить любого еврея, каким бы он ни был.
В пять лет Исраэль осиротел.

В 1710 окончил хедер (еврейская начальная школа) и стал помощником меламеда (учителя). В этот же период он познакомился с учением каббалы посредством Адама Баал Шема. Непосредственно с Адамом, жившим в Вене Исраэль знаком не был.
Однако умирающий Адам получил откровение передать таинственные письмена некому Исраэлю в Окуп, что было сделано посредством его сына в 1712. К этому времени Исраэль уже работал сторожем в синагоге.

В 1716 женился, но вскоре овдовел и начал странствовать по еврейским местечкам Восточной Галиции.

В Язловце (близ Бучача) ему удалось получить должность меламеда в хедере.

Одновременно он был шойхетом (резником) в различных местечках и деревнях.
В 1727 Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна (судья в еврейском религиозном суде) рабби Гершона Китовера, ставшего позже учеником Бааль Шем Това.
От второго брака у Бааль Шем Това родился сын Цви и дочь Адель. Молодая семья уехала в далекое местечко в Карпатских горах (Тернопольская область), где БеШТ прожил семь лет, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом. Он добывал и торговал известью.
В этот период Бааль Шем Тов много времени посвящал уединённой медитации, и за этот период он постиг многие тайны Торы.

В 1734 Бааль Шем Тов раскрылся и стал широко известен как цадик (в иудаизме - благочестивый, безгрешный человек, пользующийся особым расположением Б-га) и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов.
Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения. Свое учение он излагал лишь своим ученикам.
В 1740 он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Межбуж стал центром хасидизма.
Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении.
БеШТ разработал в рамках иудаизма изощрённую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Б-га (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам.
Целью был двекут — единение с Богом.

Человек, наложивший отпечаток своей личности на многих людей, уцелевших после "освободительной войны" Багдана Хмельницкого, после бесконечных избиений в Центральной и Восточной Европе, духовный руководитель, сделавший выживание не только обязательным, но и возможным, мастер, давший песнь отчаявшемуся народу.
До сих пор на могилу БеШТа приходят люди. В синагоге, стоящей рядом, молятся евреи, паломники приходят поклониться его праху, зажечь свечу и душой прикоснуться к вечности.
Он стал искрой, без которой тысячи семей поглотила бы пучина уныния и безнадежности. И искра эта разгорелась в огромное пламя, разорвавшее кромешную тьму.

 

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.