Вход

Гоенка, Шри Сатья Нарайян

Голосуй за любимого учителя !

Шри Сатья Нарайян Гоенка (Sri Satya Narayan Goenka, также С. Н. Гоенка, Гоэнка) – индус по происхождению, родился и вырос в Бирме. В то время, когда он жил там, ему повезло: он встретил У Ба Кхина и от того научился технике медитации «випассана». После обучения в течение четырнадцати лет, Гоенка в 1969 году поселился в Индии и начал сам обучать випассане. В стране разделенной кастами и религиями, курсы, предлагаемые господином Гоенкой, сразу привлекли тысячи людей из всех слоев общества.

 

Всего же сейчас существует более чем 300 центров Гоенки в Индии и других странах, на Востоке и на Западе. С 1982, со всевозрастающим интересом к курсам, он начал назначать помощников для обучения випассане. Под его руководством были основаны центры медитации в Соединенных Штатах, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Соединенном Королевстве, Японии, Шри Ланке, Таиланде, Бирме, Непале…

 

С. Н. Гоенка – удалившийся от дел промышленник, бывший глава индийской общины в Бирме, родом из консервативной индуистской семьи. Он смолоду был подвержен жестокой мигрени. В поисках исцеления в 1955 году он познакомился со схаягьи У Ба Кхином, соединявшим в себе в общественной жизни роль высокопоставленного государственного служащего и в частной – роль учителя медитации

 

Обучаясь медитации у У Ба Кхина, Гоенка столкнулся с методой, дававшей куда больше, чем простое облегчение физической болезни, и не ограниченной культурными или религиозными барьерами. Последовавшие годы учения и занятий випассаной постепенно преобразили его жизнь.

 

В 1969 году С.Н. Гоенка переехал в Индию, получив перед тем от У Ба Кхина полномочия учить випассане; что он и стал делать, возвращая эту методу в страну, где та зародилась.

 

Качества випассаны образцово воплощены в самом г-не Гоенке. Это человек прагматичный, не чуждый повседневности, отлично в ней ориентирующийся; но при этом он в каждой ситуации сохраняет необычайное спокойствие духа. Это спокойствие сочетается в нем с глубоким состраданием к другим людям и способностью к сопереживанию. В нем, впрочем, нет и следа торжественности. Его, в том числе и на уроках випассаны, не оставляет заразительное чувство юмора. Участники курсов надолго сохраняют в памяти его улыбку, смех и часто повторяемое пожелание: «Будьте счастливы!». Випассана сделала его счастливым, и он полон желания поделиться своим счастьем, показать другим методу, которая оказалась столь действенной для него самого.

 

Несмотря на весь свой личный магнетизм, г-н Гоенка вовсе не желает быть таким гуру, который обращает учеников в подобие автоматов. Напротив, он учит их личной ответственности. Подлинная проверка випассаны, как говорит он, – это ее применение к жизни. Он поощряет учеников, чтобы те не сидели у его ног, а шли в мир и жили в нем счастливо. Он уклоняется от приятия всяких выражений преданности ему лично, и наоборот, побуждает своих последователей быть преданными методу, той истине, которую они обретают внутри себя.

 

По традиции обучение медитации в Бирме всегда было прерогативой буддийских монахов. Г-н Гоенка, однако, как и его учитель, – мирянин, глава большой семьи. Тем не менее, он учит так ясно, а метод столь действен, что заслужил одобрение старших монахов в Бирме, Индии и на Шри-Ланке, а иные из них даже прошли курсы под его началом. Как подчеркивает г-н Гоенка, медитация для сохранения своей чистоты никогда не должна делаться предметом наживы. Все курсы и центры, действующие под его руководством, это последовательно некоммерческие предприятия. Сам он не берет за свой труд никакого вознаграждения, ни прямого, ни косвенного; ничего не получают и его помощники – учителя, которых он уполномочил вести курсы випассаны от своего имени. Он делится с людьми методом випассаны, видя в этом исключительно служение человечеству и помощь нуждающимся в ней.

 

С. Н. Гоенка – один из немногих индийских духовных наставников, которые пользуются равно высоким уважением в Индии и на Западе. Однако он никогда не гонялся за известностью, предпочитая распространять интерес к випассане лишь изустно и всегда подчеркивал важность самих практических занятий, но не ее письменного изложения. Потому-то он и известен меньше, чем того заслуживает.

 

На вопрос: «Вы преподаете буддизм?» Гоенка обычно отвечает: «Я «измами» не занимаюсь. Я учу дхамме – универсальному пути освобождения, т.е. тому, чему учил Будда. Он никогда не учил какому-либо «изму» или какой-то сектантской доктрине. Он учил чему-то такому, из чего люди с любыми понятиями могли извлечь пользу, а именно: искусству жить. Оставаться в неведенье вредно для каждого; развитие мудрости полезно всем. Поэтому любой человек может заниматься по этому методу и получить пользу. Христианин станет хорошим христианином, еврей – хорошим евреем, мусульманин – хорошим мусульманином, индуист станет хорошим индуистом, а буддист станет хорошим буддистом. Как стать хорошим человеком – вот что важно».

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.