Вход

0

131

0

Georgy Sergatsky

Место проживания: Россия, Москва
Пол: Мужской
О специалисте:
a:2:{s:4:"TEXT";s:68069:"

                                             ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

            1.Как случилось, что Вы, доктор технических наук, написали книгу, посвященную сексуальным отношениям? Почему эта тема заинтересовала Вас и как давно?

          "Половая сфера – лишь  одна из сфер беспокойства души" (Р. Мей) независимо от трудовой деятельности. "Призрак либидо"  (С. Дали) витает над всеми и надо мной тоже. Отличаюсь повышенной чувствительностью, а, значит, и пытливостью. Стеснителен, хотя в компаниях знакомых людей всегда был заводилой в спорах о смысле бытия. На публичных выступлениях, в т. ч. при защите диссертаций, всегда сильно волновался: под взглядами людей чувствовал себя словно под рентгеном, высвечивающим, как мне казалось, постыдные, в первую очередь, половые побуждения.    В половом отношении все в порядке, хотя всегда чувствовал какую-то вину перед женщиной.  Женат дважды, трое детей, внуки.  В характеристике пишу: 74, доктор технических наук, в душе гуманитарий, раз в неделю.

       Так получилось, что после ухода из арттехнического военного училища (по соображениям ограниченности свободы у военных) поступил в политехнический институт, о чем сожалеть не приходится: самостоятельность мышления в гуманитарной сфере в СССР не поощрялась, в чем вскоре убедился на собственном опыте.

       Первый трактат "Субъективный фактор или вслух о самом главном", написанный в 27 лет в Пензе как дипломная работа по окончании университета марксизма-ленинизма для получения справки о сдаче канд. минимума по философии, был отвергнут преподавателем – ярым  коммунистом как не отвечающий идеологии строителя коммунизма. Смерть, любовь, деньги, тщеславие – главные, по моему мнению, факторы существования – были  подвергнуты отрицанию, поскольку отражали неприемлемую для коммунистов экзистенциальную философию. Пришлось написать то, что он хотел-о молодом строителе коммунизма.

       Начало интеллектуальной жизни связываю с хорошей художественной библиотекой в Тамбовском суворовском военном училище, а позднее, будучи студентом политехнического института в Пензе, с получением доступа не только к общему, но и, по благосклонности заведующей, к генеральному каталогу областной библиотеки. Какое было счастье получить ответы на вопросы бытия в "Афоризмах житейской мудрости" Шопенгауэра, "Этюдах" Мечникова, "Круге чтения" Толстого, "Опытах Монтеня, "Афоризмах Ларошфуко и многом другом! Особенно любил афоризмы и цитаты на темы о смысле жизни, по психологии, творчеству, которые, конечно, заносил в записные книжки. Постоянно обновлял домашнюю библиотеку.  Половое созревание и появившийся стыд за нескромные побуждения сделали интерес к половой жизни, если не главенствующим, то неугасающим. Будучи молодым специалистом, выбрал из записных книжек все, что касается любви, и напечатал на машинке "Частный сборник", за что удостоился внимания КГБ СССР в связи с нарушением режима множительной техники. Подарил экземпляр сборника Ю. Рюрикову и получил от него ответный дар – знаменитую  в то время книгу "Три влечения". Аналогичная история (наказание за неофициальное издание) случилась вскоре и в аспирантуре в Киеве при размножении работы Стрича "Мужчина и женщина".

       2.Как бы Вы сформулировали замысел и цели своей книги?

      Люблю науку и творчество. В технической области для этого представились широкие возможности (я автор 130 изобретений). 6 лет тому назад овдовел (после 44 лет совместной жизни)   и  чтобы не загнуться от тоски, решил чем-то заняться. Не нашел ничего лучшего, как отомстить человечеству (больше некому) тем же способом, что и Фрейд, приняв к сведению, что "гениальными людьми движет или, вернее, вдохновляет их на труды не новая идея, а убеждение, что всего поныне сказанного все же недостаточно" (Э. Делакруа). 

Счел, что в первую очередь мало сказано о скрываемой стороне половой любви,  которая не афишируется по причине «абсолютной аморальности» (З. Фрейд): "секс – это  насильственный акт, провоцируемый активным участником-мужчиной и направленный на пассивную участницу-женщину, эксплуатирующий и наносящий последней урон (С. Пинкер). Замысел состоял в том, чтобы, на основании идей Фрейда и его последователей, представить изнаночную сторону любви в популярной, доступной широкому кругу читателей форме. Очевидно, что модель полового сношения "зуд-похоть-стыд" более доходчива, чем «ОНО»-«Я»-«Сверх-Я» («Ид»-«Эго»-«Суперэго»). Чтобы осмыслить причиняемое зудом зло, необходимо было  раскрыть связь этой модели со всеми сторонами взаимоотношений мужчины и женщины, в т. ч. с проблемой одиночества. 

       3. Как долго Вы собирали материал для книги?

       Книгу писал 5 лет. Пригодились предыдущие наработки, связанные с представлением, что с любовью в нравственном смысле что-то не так. Структура книги в окончательном виде сложилась на 3-м году работы. Шерстил книжный рынок Киева и интернет, чтобы заполнить главы наиболее важным и серьезным, с моей точки зрения, материалом. В настоящее время готовлю исправленное и дополненное издание. Разумеется я не прочитал всего, что написали авторы собранных цитат; даже Фрейда не пытался охватить всего. Основная часть заимствована из сборников цитат, обзорных работ, монографий и критических материалов, в которых уже отобрано самое существенное в трудах того или иного автора. После сформирования структуры книги технология написания свелась к отбору цитат и заполнению ими соответствующих параграфов в более или менее логической последовательности. Над этим еще можно работать, но для раскрытия темы не существенно.

        4. Ваша книга начинается с высказывания Монтеня: «В чем повинен перед людьми половой акт – столь естественный, столь насущный и столь оправданный, что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной беседе?»  А есть ли ответ на этот вопрос в Вашей книге?

        Хороший вопрос. Собственно вся книга посвящена ответу на этот, пожалуй, главный вопрос, особенно такие главы, как "Похоть" и "Стыд". «Близость и сексуальность могут освободиться от стыда, только став бесчеловечными, что неизбежно приведет к перверсиям и порнографии»         (У. Кинстон).

      Понимание половой любви как осквернения ( прежде всего в воображении), за которое стыдно, и отвечает на вопрос, почему люди предпочитают об этом молчать. К сожалению стыд постепенно иссякает и люди живут по принципу, что "все так делают". Между тем, потеря стыда не выгодна. «...При любой привычке к бесстыдству побороть стыдливость невозможно. Ритуал преодоления стыдливости – источник сладострастия». «Из нового стыда рождается новая похоть» (О. Крышталь).

             5. Можно ли говорить, что на протяжении всей истории человечества во все времена и во всех странах отношение к сексу было каким-то не очень естественным? Каким бы термином или терминами можно было бы охарактеризовать это отношение?

           Можно. Достаточно вспомнить иезуитство Церкви. Другое дело, что волновал этот вопрос в прежние времена значительно меньшее количество людей, чем сейчас. На переживания по этому поводу нужен досуг. «Половое наслаждение есть предвкушение воскресающей плоти, но сквозь горечь, стыд и страх смерти. Это противоречие – самое трансцендентное в поле: наслаждаясь и отвращаясь; то да не то, так да не так» (Д. Мережковский). «Мне плевали в лицо за мое шоу «Про это» (Е. Ханга). «Высшее и глубочайшее ощущение в жизни,  доступное нам, – судорога  полового акта» (Л. Андреев), а «порок — это, возможно, сердцевина человека» (Ж. Батай). Ясно, что порок, суть которого анально-генитальное осквернение другой личности, не может не вызывать ОТВРАЩЕНИЯ. «Тут верх врожденной неприязни» (И. Гете).

        6. Изменилось ли это отношение в современном обществе? Хотя тут нужно уточнить – по сравнению с каким периодом. Давайте лучше поставим вопрос таким образом: стало ли отношение к сексу в современном обществе более естественным и правильным?

        Церковь со временем вынуждена была сдать свои непримиримые по отношению к первородному греху позиции и пойти на компромисс. Противник – зуд  в промежности – необорим. «В психологическом аспекте христианство кроме любви к ближнему, состраданию основывается также и на чувстве вины перед Богом, и на чувстве стыда в сексуальных отношениях (секс – есть  табу в принципе)» (С. Сигаев). Но «бесстыдная наглость секса» (С. Белорусов), проявления «бурлящей клоаки человеческих чувств» (У. Йетс) преодолевают все нравственные барьеры и  становятся только изощреннее. Мы обязаны этим  достижениям цивилизации, обеспечивающей широкий доступ к информации.

      7. Кстати, сложилось ли у Вас на основе изучения мнения великих людей о сексе, каким должно быть правильное и нормальное отношение к сексуальной области?

      Доступ к "технологиям" извлечения удовольствия из порока облегчен, а критерии правильности или неправильности размыты.  «В отношениях между полами нет ничего предосудительного, а есть только противокультурное» (А. де Сад).  «Ниже пояса нет ни власти, ни закона», в другой редакции – «ни веры, ни закона» (итал.), там и мат и лай, там ад и рай» (Е.Евтушенко). «Самое сексуальное состояние – это когда человек замирает от волнения и смущения». «Развратную и грязную сущность секса, которую разрушила сексуальная революция, надо вернуть, только тогда асексуальность, о которой бьют в набат ученые, растущая асексуальность мужчин, аноргазмия и фригидность женщины, также неврозы от нереализованной сексуальности будут уменьшаться». «Если разрушить ассоциации похоти с грязью, интимностью и стыдом, это значит разрушить сексуальность». «Пока люди считали секс грязным, они были чрезвычайно сладострастны», – пишет М. Комиссарова, озабоченная смертельными для похоти последствиями сексуальной революции.     

        8. Считаете ли Вы, что в обществе тема секса по-прежнему не обсуждается открыто? Почему? И нужно ли это? Кто виноват и что делать?

       «...Мы заклеймили желания тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование… Те из нас, которые слабы по существу, не замечают этого и влачат жизнь в цепях... Всю жизнь они бродят среди раздвоения... Мне все грезится счастливое время, когда между человеком и счастьем не будет ничего, когда человек свободно и бесстрашно будет отдаваться всем доступным ему наслаждениям» (М. Арцыбашев). Единственный исход – возможность  осудить весь этот мир... и измыслить в качестве истинного мира «Новый мир, потусторонний нашему» (Ф. Ницше). «Единственная истинная добродетель – это ненависть к себе, потому что всякий человек достоин ненависти своей похотливостью. Ненавидя же себя, человек ищет существо, достойное любви и таким существом может быть только одно – всемирное  существо» (Л. Толстой). К сожалению, «средства к переделке порочных душ в непорочные» (Ф. Достоевский) так и не найдены. К тому же мало кто  последует за праведниками, лишающими себя столь сладкого удовольствия; тем более, если речь идет о соитии на законном основании.

     9. Можете ли Вы назвать какой-то период в истории какой-то страны, где отношение к сексу было бы наиболее, скажем так, оптимальным?

      "С тех пор как в мир явился последний человек с горячей душой, последний человек, знавший, что такое подлинный экстаз, прошло четыре столетия, и все эти четыре столетия мы видели постоянную и неуклонную деградацию человека – в искусстве, в мысли, в поступках. Наш мир устал, в его пороховницах нет больше пороха» (Г. Миллер).

       Разнообразие сообществ, и, тем более, душ слишком велико и оптимальный вариант – дело  вкуса и сложившихся условий. В литературе по этнографии пола этих вариантов бесчисленное множество. Начните с трехтомного коллективного труда "Мужчина и женщина" и двухтомника Плосса и Бартельса "Женщина в естествоведении и народоведении". По моему мнению, матриархат – тот  самый оптимальный вариант, который в какой-то степени компенсировал униженное положение женщины, определяемое самим половым актом.

      10. Понятие добра отлично уживается в мировой истории с убийствами, что хорошо видно даже на примере русских народных сказок. Но вот когда два человека доставляют друг другу удовольствие – это часто осуждается общественной моралью. Поэтому возникает закономерный вопрос – а сама мораль – хорошее ли дело и на пользу ли она людям и в каких случаях? Может ли мораль быть безнравственной? Т.е. быть направленной против блага и счастья человека?

        «...Процесс морали есть самая жестокая клевета на действительность». «...Из этого нашего нудного, злого страдающего мира, находящегося в рабстве у Времени и Смерти, дробного, хаотичного, всегда косного и несвободного, – никакие дальнейшие фразы прогресса никуда вывести нас не могут» (В. Эрн).  

        «У совести и плоти противоположные цели. Плоть желает противного духу, а дух противного плоти» (Апостол Павел). «Человеческий ум старается объяснить все свои решения понятными мотивами. Многие душевные состояния, равно, как и поступки, в которых мы вполне отдаем себе отчет, является последствиями причин, которых мы не сознаем» (М. Нордау). «Ум лишенный надлежащего равновесия, чреват самыми высокими идеями, но, в то же время, способен на низость и мелочность, порождающие тем сильнее, что они идут рука об руку с блестящими способностями» (А. Легрен). 

      «Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию» (З. Фрейд).  «Вести себя прилично – значит пребывать в иллюзии; вести себя неприлично, невротично, психопатически, значит, так или иначе раскрывать истину о самом себе» (В. Руднев).

      «Мораль – это важничанье человека перед природой» (Ф. Ницше). «...Со спермой, извергаемой при половом акте, первородный грех переходит из поколение в поколение» (Д. Фридман).

     11. Как по-вашему, влияют ли знания о сексе на отношение к нему? И что важнее для практической жизни человека? Можно быть уверенным, что в том или ином действии нет ничего дурного, но душа почему-то не лежит к этому? И каков будет результат, если мы будем совершать действия против своего желания? В обычной жизни такую ситуацию можно назвать чувством долга и даже быть удовлетворенным своим следованием этому чувству. Но благоприятно ли чувство долга, т.е. превалирование сознания над подсознанием, в сексуальной сфере? И что делать, если душа не лежит к тому, что хочет ваш партнер? На этот вопрос не могут ответить медики, поскольку этот вопрос больше философский. Но современные философы о сексе почему-то размышлять не любят. Интересно, почему? Стесняются? Или не владеют темой? Или считают ее недостойной своего внимания? 

       «...Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова» (Н. Бердяев).   "То, что Фрейд якобы открывал как таинственное подсознание, было нормальным сознанием человека»                   (А. Зиновьев). «Все «ужасные» вещи, которые, по утверждению Фрейда, должны были быть скрыты от меня и «вытеснены в подсознание» всегда ясно и осознанно присутствовали в моем сознании, и я мог его в этом заверить»          (Г. Гомперц).   Трезвая оценка половой любви исходит не из веры  в неосуществимую неизбывную любовь (что ни говори, она прекрасна!), – а  из принципа унитаза. Ведь даже смертельный миг «растворения в любимом» есть не что иное как удовольствие агрессора и мучителя, а не любящего. «Экскрементальное слишком тесно связано с сексуальным, положение гениталий остается предопределяющим и неизменным моментом. Здесь можно было бы, несколько изменив, повторить известное изречение Наполеона: «Анатомия решает судьбу» (З. Фрейд). «Похоть плоти» (Иоанн Павел II) – «вот  здесь припрятана какая-то уродливость, не дающая себя урезать, а там уже она выглядит чем-то возвышенным...». «Тропа, ведущая к собственному небу, всегда проходит через сладострастия собственного ада»  (Ф. Ницше). Если известно, что половое осквернение – изысканнейшее   человеческое блюдо, то известно и кто есть человек.

    Несмотря на «ключевую роль тела» (Б. Вальденфельс), «душу можно врачевать как и тело» (Лукреций). Стыдливые, в отличие от большинства, обладают важнейшим для человечности свойством – способностью  чувствовать зло в самих себе. Однако, «барахтанье в дерьме – не лучший способ очищения». «Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то, чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом»  (О. Хаксли).

      Коробят действия партнера? Так это в основном у женщин! «И не было бы этого стыда и срама пьяных соитий, когда лежишь, исполненная ненависти, а на тебе девяносто килограмм дергаются, по-сухому бьют, как на кол насаживают, и грудь в синяках, как после побоев, бурые синяки потом год проходили. И вонь перегарная, и запах низа, от которого тошнота подкатывает, и качает, как в трюме, и только бы до сортира добежать, чтобы выблевать все это в его сияющее белое нутро...» (Л. Улицкая). «За границей безумия или опьянения всегда – магическая озаренность, транс, переживаемый как мужчиной, так и женщиной». «В ближайшее время, в особенности для людей толпы, секс, низведенный до простой чувственности, будет оставаться иллюзорным успокоением, однако успокоением темным, полным отчаяния, взаимоотвращения и экзистенциональной тоски, манящим на широкий путь, путь в никуда» (Ю. Эвола).

      Что касается неприятия секса, то – рецепт для женщин: «необходимо создать целостный конструкт, недостающим фрагментом которого является мужское, воспринимаемое женщиной внутри себя как садистически-насилующее, отвергающее, отвратительное» (О. Павлова). Рецепт для всех: «но очень скоро победа оборачивается поражением, истинной же победой становится победа над сексом – целомудрие» (А. Камю). Относится ли вопрос выбора философским? Решение обычно связано с психологическим неприятием кощунства.

        Даже Нуссбаум, тонко чувствующая ситуацию, спотыкается здесь, рассуждая о стирании границ, подчинении личности и превращении ее в объект» (С. Блэкберн). «Если согласно учению апостола Павла, человек есть тело, душа и дух, то порочное поведение – это, прежде всего, поведение, направленное на удовлетворение телесных потребностей. Чем больше интерес к телесному, тем дальше уход от духовного» (Л. Попов). "Необходимо умертвить низшую жизнь, чтобы развиваться высшей" (Р. Де Соссюр).

       «Мы знаем, кто есть кто, кто на что способен, у кого какие желания и т. д. (М. Энафф).  Ведь «отвращение к конкретно анально-сексуальному»,... брезгливость... уже никогда не полностью не исчезнет ни из нашего воспитания, ни из нашего собственного жизненного уклада». «Поскольку благодаря запрету мы научаемся противиться самим себе и поскольку благодаря ему мы тем более подчеркнуто вновь овладеваем собой в анальном удовольствии, то из этого следует такое же двойственное отношение нас к окружающему миру» (Л. Андрес-Саломе).                         

      «И остаешься в недоумении: что же теперь делать со всем этим знанием? Да, легче понимать то, что происходит с пациентами. Но как теперь любить, а уж тем более заниматься любовью, если каждое твое душевное движение отпрепарировано, классифицировано, пронумеровано, а также имеет несколько объяснений того, откуда оно взялось?» (М. Тимофеева). Какой толк оттого, что грязного зверя, сидящего ниже пояса, мы знаем в лицо? «Запутался я, совершенно запутался» (В. Розанов). 

     12. И. Кон свою последнюю книгу назвал «80 лет одиночества». Не говорит ли название его книги о том, как относится наше общество к сексуальной сфере? И пока н

Показать подробную информацию

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.