Вход
как связаться?

Роберт Турман − профессор отделения индо-тибетских буддологических исследований имени Чже Цонкапы в Колумбийском университете, президент Американского института буддологии, главный редактор долгосрочного проекта публикации Тенгьюра (свода комментариев индийских мыслителей к Учению Будды). Отец актрисы Умы Турман.

Роберт Турман посвятил всю свою жизнь изучению и сохранению духовного и культурного наследия Тибета. Он профессор отделения индо-тибетских буддологических исследований имени Чже Цонкапы в Колумбийском университете, президент Американского института буддологии, главный редактор долгосрочного проекта публикации Тенгьюра (свода комментариев индийских мыслителей к Учению Будды).

Из-под пера Роберта Турмана вышли блестящие переводы и труды его собственного сочинения, как научные так и публицистические. Среди них «Золотые слова Цонкапы: разум и просветление в тибетской философии», «Тибетская книга мертвых», «Бесконечная жизнь», «Гнев» и бестселлер «Внутренняя революция: жизнь, свобода и поиск истинного счастья».

В 2012 г. фонд «Сохраним Тибет» опубликовал книгу Роберта Турмана «Зачем нам Далай-лама?». Книга с необычным названием стала результатом почти полувековой дружбы, связывающей профессора Турмана с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, которого он называет «исполином духовного развития» и в чьих альтруистических идеях видит ключ к решению многих острых проблем человечества.

Профессор Турман – красноречивый оратор, его лекции по всему миру собирают полные залы. Совместно с Ричардом Гиром он основал всемирно известный культурный центр Тибетский дом в Нью-Йорке. Журнал «Тайм» включил его имя в список двадцати пяти самых влиятельных людей Америки.

Юный Турман испытывал глубочайшую неудовлетворённость американским жизненным устройством. В своём поиске альтернативы в 1958 г. он едва не присоединился к войскам молодого Ф.Кастро. В эти бурные годы (1961) он потерял глаз, и возможно именно это находит всё новые отображения в фильмах Тарантино. Это увлечение стоило ему места в Эксетер Академи (1954—1958). Затем он поступил в Гарвард (1961—1962), но бросил учёбу и отправился в Индию. Страна с древнейшей историей и традициями виделась ему полной сокровищ, скрытых смыслов, утраченных материалистической цивилизацией. "То, что я испытал, дало мне хорошую встряску. Фактически, я побывал на краю смерти. И тогда я решил, что больше не могу вести двойную жизнь: не могу оставаться обычным американцем, быть успешным в учебе, карьере, при этом с детства зная, что мир совсем другой и все это неправильно. Я снова бросил все и отправился в Индию".

Знакомство с тибетским буддизмом в Индии и США

Пользуясь радушием и гостеприимством местного населения, юный Турман искал истину, встречаясь с индуистскими свами, суфийскими учителями и буддийскими монахами. Это было ещё до эры детей цветов, беззаботных хиппи, и Турман вызывал неизменный восторг мастеров и их живой отклик на его духовные запросы.

Среди этой богатейшей сокровищницы духовности человечества он столкнулся и с тибетской культурой: "я познакомился с тибетцами и внезапно почувствовал, что я дома".

Вернувшись из Индии в США на похороны своего отца, Турман познакомился с Геше Вангьялом. Этнический калмык, Геше Вангьял родился в приволжских степях в 1902 г., обучался в Тибете в Дрепунг Гомане. Геше Вангьял почитал как своего учителя Агвана Доржиева, партнёра Далай-ламы XIII по философскому диспуту и в дальнейшем виднейшего политика региона. В 1955 г. Геше Вангьял оказался первым монахом тибетской буддийской традиции, который поселился в США и создал здесь первый тибетский монастырь. Таким образом, Роберт Турман является, по его собственному заявлению, «духовным внуком» Агвана Доржиева.

Знакомство с Далай-Ламой

В 1964 г. Геше Вангьял представил Турмана Далай-Ламе как американского паренька «с добрым сердцем, хотя немножко гордого, который хорошо говорит по-тибетски, знает кое-что о буддизме и хочет стать монахом». Геше Вангьял оставил решение, быть Турману монахом или нет, за Далай-Ламой. И Турман стал первым американцем-монахом тибетской буддийской традиции, принявшим обеты от самого Далай-Ламы.

Ему было 24 года, а Далай-Ламе 29. Пока юный американский монах жил в Индии, они встречались едва ли не каждую неделю, причём Далай-Лама не столько отвечал на вопросы Турмана о буддизме, сколько сам стремился подробнее расспросить его о западных темах: фрейдизм, физика и т. д. Турман же целиком погрузился в постижение буддийской философии. Как рассказывает об этом сам Турман, "я хотел лишь одного — остаться в 2500-летнем буддийском обществе искателей просветления, погрузиться в него на правах монаха. Мой внутренний мир стал богат, полон прозрений и благих видений, с чувством счастья и избранности, потому что я получил доступ к столь великим учителям и учениям и был наделён временем для того, чтобы изучать и реализовывать их".

Становление общественного деятеля

Затем Турман вернулся в США и по совету Геше Вангьяла сложил с себя монашеские обеты, которым следовал в течение пяти лет. Однако он не оставил свою практику и изучение буддизма. Он решил далее изучать языки буддийского канона, работать с буддийскими текстами.

Единственный мирской институт в Америке, сравнимый с монашеством — это университет, поэтому я вернулся к научной работе.

Турман возобновил образование в Гарварде. Ряд предметов, которые он выбрал теперь, постоянно сталкивал его с другим студентом, увлечённым буддизмом, по имени Александр Берзин. Рассказы Турмана о живой традиции тибетского буддизма повлияли на Берзина настолько, что тот занялся тибетологией, а в дальнейшем стал одним из виднейших «западных» авторов и наставников тибетской традиции.

В Гарварде Турман получил магистерскую степень в 1969 и докторскую в области санскритской индологии в 1972. С 1973 по 1988 г. он преподавал религиоведение в Амхерст Колледж, после чего перешёл в Колумбийский Университет.

Ныне Роберт Турман возглавляет первое и единственное в своей области место профессора-заведующего кафедрой изучения индо-тибетского буддизма им. Чже Цонкапы в Колумбийском университете.

В 1997 г. журнал «Time» назвал его одним из 25 наиболее влиятельных американцев.

Великолепный переводчик, автор как научных, так и публицистических работ, Турман известен и как учёный, и как борец за сохранение тибетской культуры. В 1987 г. он с Ричардом Гиром и Филипом Глассом создал Тибетский Дом в Нью-Йорке — некоммерческую организацию, посвящённую сохранению живой тибетской традиции. Его собственные слова: "То, что я усвоил от тибетцев, изменило мою жизнь навсегда, и я чувствую, что в их культуре есть некая внутренняя наука, имеющая прямое отношение к тому трудному времени, в которое мы живём. Моё намерение в том, чтобы поделиться частицей той глубокой надежды на будущее, которой они поделились со мной".

Россия

Роберт Турман неоднократно посещал Россию. Первое публичное выступление было приурочено к 150-летию Агван Доржиева и открытию его мемориальной доски в Санкт-Петербургском буддийском храме. Тогда же на Восточном факультете СПбГУ состоялась его первая лекция. Дальнейшие визиты включали в первую очередь лекции в Москве. Издательство «Открытый Мир» издало 2 книги Турмана (по состоянию на январь 2008). В 2004 году Роберт Турман выступил одним из инициаторов и принял активное участие в фестивале "Тибет: Традиции. Искусство. Философия", проходившего в Москве. В 2005 году по приглашению Тибетского Дома в Москве Роберт Турман посетил Москву с серией лекций.

Семья

Первым браком женат (1959—1961) на Кристоф де Менил, из значительной американской семьи. Развёлся в период личного кризиса, вскоре после потери глаза. Одна дочь Тайя, внук Дэш Сноу был нью-йоркским художником.

Вторым браком (с 1967, после возвращения монашеских обетов) женат на Нене Турман, в девичестве Шлебрюгге, потомственной модели, в прошлом жене Тимоти Лири. У них четверо детей, первый ребёнок — киноактриса Ума Турман. В настоящее время Нена — практикующий психологический консультант.

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.