Вход
Голосуй за любимого учителя !

Китаро Нисида — выдающийся японский философ идеалист, экзестинциалист, дзен-будист, родился 19 мая в 1870 году в Японии, префектуре Кахоку.
В 1894 году окончил Токийский университет по специальности «Философия».
По окончании Токийского ун-та долгое время работал школьным учителем, продолжая занятия философией и практикуя дзэн-буддизм.
В 1899 году он был определён профессором Четырёх высших школ Исикава.
Позднее стал профессором философии в Киотском университете.

Знал английский и немецкий языки.
Первая знаменитая работа — эссе “Толкование красоты”
Считается основателем знаменитой Киотской школы философии, которая распалась лишь в 40-х гг. 20-го столетия.
В 1940 году был награждён Орденом культуры.
В 1927 году умер от почечной инфекции.
Похоронен на о. Хонсю, городе Камакура.

Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
В 12-14 вв. ᴄᴫᴏжились учения сект дзэн, дзедо и нитирэн, появились крупные интерпретаторы буддийской философии.
В 14-16 вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с 17 в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества.
После незавершенной буржуазной революции 1867 — 68 начался процесс усвоения европейской философии; традиционная буддийско-конфуцианская философия постепенно теряла свое влияние, вытесняемая различными западноевропейскими буржуазными философскими учениями.

В период Тайсё — в 1910 — профессор Киотского университета Нисида Китаро предпринял попытку создания филосовской системы, адекватно описывающей будистский образ мышления в системе западной философии.
Испытывая влияние таких западноевропейских философов, как Джеймса и Милля, Нисида соединил буддийскую традицию с философией А. Бергсона и неокантианством.
Он сформулировал теорию «чистого опыта», предшествующего разделению на субъект и объект, дух и материю. Также, он разработал концепции «логики места» «абсолютного не­бытия», «абсолютно противоречивого тождества», применяемые им также и для объяснения «исторического мира». Нисида Китаро провел логический анализ восточного невербального, иррациональ­ного отношения к метафизическим материям, что явилось первым подобным опытом за всю интеллектуальную историю Японии.

Одна из самых значительных работ Нисиды — Логика басё , предполагает противоположность объективного и субъективного преодолевая особым способом осознания себя, своеобразной борьбе противоположностей, которая, в отличие от диалектики Гегеля, не разрешается их синтезом, но скорее определяет свойство субъекта к удержанию внутреннего конфликта, к охвату противоположных полюсов и перспектив. Также он доказывал отличие западной философии от восточной наличием в последней идеи небытия, которую истолковывает с позиции дзэн-буддизма как всеохватывающий универсум.
В данной работе Нисида демонстрирует явные симпатии к за­падной философии экзистенциализма, впрочем, основной вывод работы отсылает нас к привычному в философии дзен понятию пустоты. Центральная концепция «самопробуждения», изъятая из опыта медитации дзен, органично влита японским философом в экзистенциальную теорию отождествления субъекта и объекта, что позволяет говорить о действительно особой и оригинальной философской доктрине.

 

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.