Вход
Голосуй за любимого учителя !

Альфред Адлер — австрийский психолог, а также мыслитель и психиатр, родился 7 февраля 1870 года в Вене, Австрия. Он является предшественником такого научного направления, как неофрейдизм. Среди заслуг Адлера — создание новаторской системы индивидуальной психологии. Вероятнее всего, к разработке концепции индивидуальной теории его подтолкнул собственный жизненный путь — достаточно нелёгкий.

Детство будущего учёного прошло в бедной еврейской семье, где он был третьим ребёнком из шести. Когда Альфреду было три года, прямо рядом с ним, в общей кроватке, умер его младший брат. Смерть постоянно ходила рядом: два раза маленький Альфред пострадал в уличных драках, а в пять лет его настигла тяжёлая форма пневмонии, — даже семейный врач отказался лечить малыша, считая случай безнадёжным, и ребёнка успешно поставил на ноги другой врач. Эта история натолкнула мальчика на мысль стать врачом.

С детства Альфред рос слабым и болезненным, но старался преодолевать собственную слабость, при каждом удобном случае убегая на улицу, чтобы играть с другими ребятами. Опыт общения, полученный в детстве, повлиял на дальнейшую его научную жизнь: в своих работах он подчёркивает важность общих ценностей и переживаний, то есть социального интереса, который помогает личности осознать свой потенциал, реализовать его и впоследствии стать полезным членом общества.

Окончив медицинский факультет Венского университета, Адлер становится врачом. В 1901 году молодой врач Альфред Адлер, прочитав новую книгу уже известного тогда Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений", искренне бросается на её защиту от недоброжелательных критиков в прессе. Тронутый смелостью незнакомого ему врача, Фрейд приглашает Адлера принять участие в работе только что созданной группы, занимающейся психоанализом. Врач-практик Адлер с благодарностью принял приглашение.

Однако скоро два учёных оказались "по разные стороны баррикад". Альфред Адлер не мог принять тезиса Фрейда о главенствующей роли детской сексуальности в становлении человеческой психики. Сам Адлер считал основой деятельности человека стремление к личному превосходству, которое реализуется через процесс компенсации чувства неполноценности. Выводы Адлера гласят, что личность социальна по своему формированию. Эти взгляды противоречили убеждениям Фрейда, и уже известный на тот момент учёный не стерпел несогласия молодого коллеги Адлера.

Конфликт пошёл дальше — Адлер высказался том смысле, что нельзя ограничивать психоанализ единственным методом, а Фрейд резко ответил, что некоторые психоаналитики позволяют себе своеволие.

В 1907 году Адлер написал и опубликовал научную работу "Исследование неполноценности органов". В этой книге подробно рассматривались его взгляды на становление и формирование психики человека. Труд Адлера вызвал резкое неприятие со стороны Фрейда, который назвал молодого коллегу "параноиком". Пути учёных окончательно разошлись.

В 1910 году Альфреда Адлера избрали Президентом Венского психоаналитического общества. Учёный предпочёл идти собственным путём, развивая свои идеи. Его система в корне отличается от психоанализа Фрейда. Вопреки распространённому мнению, Адлер никогда не являлся учеником Фрейда.

В своей работе "О нервном характере" Адлер обобщил уже высказывающиеся ранее концепции индивидуальной психологии. Книга была издана в 1912 году, тогда же Адлер начинает выпуск журнала "Индивидуальная психология", который впоследствии прекращает работу из-за начавшейся Первой мировой войны.

Два года Адлер служил военврачом на русском фронте. После возвращения в 1916 году Вену он стал руководить военным госпиталем. Здесь же, Вене, Альфред Адлер открыл первую детскую реабилитационную клинику, а спустя несколько лет подобных клиник было уже около тридцати — в них работали его ученики, — врачи, социальные работники и психологи.

В 1926 году Адлер занял должность профессора в Нью-Йорке, в Колумбийском университете, — он часто ездил в США, читал лекции.

После того как к власти пришли нацисты, ученики и последователи Адлера были вынуждены эмигрировать из Германии. Сам Адлер переехал в Штаты в 1932 году, чтобы иметь возможность работать и продолжать свои исследования. В 1937 году он скоропостижно умер от сердечного приступа.

Из четверых детей Альфреда Адлера двое, сын Курт и дочь Александра, стали, как и отец, психиатрами.

А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.

Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать “вездесущее человеч. чувство неполноценности” и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). “Жизненный план”, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.

Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения “отношения человека к своим социально установленным задачам”. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также “чувство общности”: “Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти “стремление к личной власти”. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.

Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.

Невроз А. понимал как “ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности”, как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных “частных логик”, нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его “апперцепционной схеме” жестких дихотомич. дистинкций (“вверху-внизу”, “победитель-побежденный”, “мужское-женское”, “все-ничто” и т.п.).

Формирование “невротич. плана”, с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей “семейной конституции”. Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациеента социального чувства и возвращение его в об-во.

Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама “индивидуальная психология” как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.

Образование

Медицинский факультет Венского университета
Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.