Вход

Георгий Иванович Гурджиев

Голосуй за любимого учителя !

 Гурджиев Георгий Иванович - одна из наиболее загадочных и мистических фигур XX века, которого Елена Блаватская причисляла к "великим тибетским мастерам", психолог, философ, учитель и мистик, автор учения о "четвертом пути" внутренней реализации человека. Существует несколько «задекларированных» самим Гурджиевым дат появления на свет, начиная с 1872 по 1879г. Сам он сделал все возможное, чтобы «замести все следы», перемешать факты с легендами. В результате он предстал перед современниками в виде некоего мифического существа («стирание личной истории»).

            Родился он в 70-х годах XIX века в Александрополе (ныне город Гюмри, Армения). Мать — армянка, отец — грек. Когда Георгий был еще мальчиком, его семья переехала в Каре, где будущий "гуру" стал учеником Декана Борша, настоятеля русского кафедрального собора, который вместе с отцом Гурджиева оказал огромное влияние на его развитие. Согласно воспоминаниям самого Гурджиева, эти два человека отличались "неукротимым старанием понять ясно точное значение всеобщего жизненного процесса на земле, все внешние формы дышащих созданий и, в особенности, цель человеческой жизни в свете этого объяснения".

Юность Гурджиева прошла в местности, история и дух которой сами собой подталкивали мальчика к поиску ответов на вечные вопросы. Каре и окружающие его области, находящиеся между Черным и Каспийским морями, были плацдармом многих войн; здесь перемешались религии и традиции великого множества народов.

Гурджиев многое вобрал в себя, особенно - из христианских монашеских источников. Он узнал о древнем символизме, литургии, о технике ритмичного дыхания и мысленных молитвах. Он очень рано поставил перед собой цель: научиться всему, что умеют делать люди. Он научился и нырять, и торговать, и воевать, и штопать ковры, и чинить всевозможные бытовые приборы, которые в то время существовали. «Я занимался добыванием денег только время от времени и только тогда, когда это было нужно для поддержания моего существования и для того чтобы обеспечивать все, что было необходимо для достижения цели, которую я поставил перед собой». Своеобразными университетами Гурджиева стали его путешествия и странствия сначала в составе небольшой группы "Искателей истины".

         В 1915-1917гг. Гурджиев создает группы своих учеников в Петербурге и Москве. В Петербурге он встречает П.Д.Успенского, ставшего его учеником. Успенский в книге «В поисках чудесного» кратко описывает путешествия своего учителя по их беседам о «тибетских монастырях, Читрале, горе Афоне, суфийских школах в Персии, Бухаре, восточном Туркестане, а также о дервишах разных орденов, но обо всем этом говорилось очень неопределенно». В разговорах с другими учениками, задававшими ему вопрос о местах, где он почерпнул свое учение, Гурджиев чаще всего упоминал Тибет, восточную Персию и внешнюю Монголию. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы. Его учение несомненно содержит в себе элементы тибетского буддизма, но еще и элементы суфизма, йоги и других неизвестных никому традиций. Несколько более подробно Гурджиев говорил о местах, где он научился искусству сакральных танцев. Среди них он называл Мазар-и-Шариф в северном Афганистане и Янги Хиссар к югу от Кашгара в Центральной Азии. Называл он также китайский Туркестан и Кафиристан, а также вовсе таинственные места, такие как «монастырь Кизил-Джан», «оазис Керил» в китайском Туркестане, «монастырь Суксари» возле «Учан-Су» в «Кашгарии», «храме Сари» в Тибете и «святилище Гуданкаре» в «графстве Лотко» в Читрале. К этому списку нужно прибавить Турцию, Крит, Иерусалим, Эфиопию, Мекку, Медину, Мерв, Самарканд, Индию, Китай, Сибирь и пустыню Гоби.

Он посетил массу духовных школ, монастырей — суфийских, христианских. Собрав необходимые знания, что позволило создать цельное мировоззрение, — Гурджиев начал создавать свою Школу. В течение этих путешествий он контактировал с эзотерическими кругами некоторых исламских орденов, потому что именно суфийские труды являются источниками, с которыми соотносят многие положения его собственного учения. Так, эннеаграмма -центральный символ работ Гурджиева - суфийского происхождения.

Помимо суфийских эзотерических доктрин Гурджиев освоил и учение школы ваджраяна, тибетского буддизма. Со слов самого Гурджиева известно только, что он занимался археологическими и религиозными изысканиями, изучал практику ламаизма в теках и монастырях, где сохранилось "древнее знание", и даже проявлял интерес к сибирскому шаманизму.

Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации. Психология человека рассматривается Гурджиевым в контексте космогонии, представляющей собой эманацию и материализацию Абсолюта (идея "луча творения", "закон семи уровней" и "закон трех сил", "эннеаграмма"). Человек ("миниатюрная вселенная") выступает в качестве звена космических процессов, причем звена во многом несовершенного. Рассматриваемый в космической перспективе человек предстает как существо, находящееся под властью внешних и внутренних деструктивных сил, над которыми он не властен. Гурджиев утверждал, что чувство гнева, раздражения и даже целые войны навязаны нам свыше. Для того, чтобы перестать быть зависимым от внешних факторов, нужно, в первую очередь, взять под контроль факторы внутреннего мира, научиться управлять собой, подобно тому, как можно научиться управлению автомобилем. Для внутренней работы Гурджиев предлагал использовать самую обычную повседневную жизнь. Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. В отличие от теоретиков из теософского общества он предлагал конкретные пути и практические методы для преодоления косности человеческой природы и развития сверхспособностей.

       Надвигающаяся революция заставляет Гурджиева эмигрировать на Кавказ, где в 1919г. в Тифлисе он создает "Институт гармоничного развития человека", а затем в Турцию, Германию и Францию. Гурджиев уделял много времени танцам дервишей, прославившись во Франции постановками балета танца дервишей.

        В 1922г. Гурджиев приобретает замок Авон под Фонтенбло, где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933г. В этот период Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями своих книг. В 1933-49 гг. он возобновляет свои путешествия, в 1934г., вторично посещает США (первый визит в 1924г.), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и последователей. Влияние идей Гурджиева на современную психологию можно проследить вплоть до настоящего времени.

«Помни себя, — говорил господин Гурджиев, — вернись к себе». Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. «Человек — это тюрьма» — говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа — развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.

Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн «быть пассивным». Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.

Гурджиев умер  в американском госпитале парижского пригорода Нёйи-сюр-Сен. Ко времени его ухода, у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже.

 


 

Добавить в закладки

отзывы

1
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.
Psychologist 10 Декабря, 18:48   Положительный отзыв « Мастер... методично, и про микромир, и про макромир разложил схемы... »
Согласны с отзывом?
Согласен
0
Не согласен
0