Вход

Джалаладдин Руми

Голосуй за любимого учителя !

Где отыскать любовь, мудрость и истину? Как выбрать верное направление? Как обрести силы для того, чтобы преодолеть трудности этой жизни? Как не погрузиться в отчаяние, видя вокруг лишь несправедливость, страдания и смерть? Многие искали, ищут и будут искать ответы на эти вопросы.

Одним из тех, кто постарался помочь в этом людям, был Джалаладдин Руми. Совсем не случайно его называют "учителем с сияющим сердцем, ведущим караван любви" – на протяжении более чем семи столетий люди находят у этого поэта и мистика, "ведущего в страну Истины" ответы на эти извечные вопросы.

Джалаладдин Руми родился в 1207 г. в городе Балх, находящемся в северной части нынешнего Афганистана. Его отец Бах ад-Дин Валад был знаменитым богословом, который считал себя идейным и духовным последователем великого суфия и мистика аль-Газали.

Руми  проходил учение в медресе, стал обладателем хорошего образования, причем не только в богословской, юридической сфере, но и приобрел немало познаний в сфере точных наук. После продолжительных скитаний семейство перебралось в турецкий город Конью, где отец стал служить при дворе турок-сельджуков. Здесь Руми проявил себя как поэт, написав диван лирических стихов, а впоследствии поэму, сделавшую его знаменитым, - «Месневи-и-Манави». Она явилась отражением теоретических положений суфизма, представители которого считали возможным приближение к Аллаху через чувство любви к нему, а также через озарение.

Поэма представляла собой поучительные рассказы, перемежающиеся лирическими вступлениями и нравоучениями, которые, по большому счету, представляют собой энциклопедию суфизма. Доступной для широкого круга читателей эта поэма была благодаря частому включению фольклорных притч. Поэма дошла до потомков благодаря тому, что ученик Руми Хасан Хусам сподвиг учителя превратить его устные сочинения в письменные. Поэма «Месневи» относится к одной из наиболее популярных и уважаемых мусульманских книг.

После смерти отца в 1231 г. Джалал ад-Дину досталась его должность. Обстоятельства личной биографии, внешние события (социальные потрясения, ощущение приближения нашествия монголов) до такой степени усилили суфийский настрой поэта, что осенью 1244 г. он примкнул к лагерю суфиев, стоящих на радикальных позициях и обвинявшихся в пантеизме. Результатом противостояния с клерикальным духовенством для Руми стала гибель его сына и наставника-суфия. После смерти поэта другой его сын основал дервишский орден «Мевлеви», члены которого считали своим идейным вдохновителем именно Руми.

Сам литератор последние годы жизни много проповедовал и писал. Творческое наследие нельзя назвать многообразным, но оно внесло весомый вклад в национальную литературу и в значительной степени повлияло на дальнейшее развитие литератур восточных стран.

Руми придавал большое значение слушанию музыкальных мелодий, песнопению и танцам при совместных радениях. В земной музыке он видел отображение музыки небесных сфер, которая выражает изначальное таинство творения. В священном дервишеском танце отражен великий танец планет, которые наполняют Вселенную ликующей радостью.

В ходе коллективных радений основанного Джалаладдином суфийского братства Маулавийа, танцу придается важнейшее значение. После смерти мистика в 1273 г., этот орден со временем начал существовать на всей территории Оттоманской империи, а в отдельных мусульманских государствах он существует и по сегодняшний день.

Юноши, принимаемые в орден, отграничиваются от общественного влияния на срок намного более продолжительный, нежели в иных братствах. Они живут в стенах монастыря тысячу и один день, что составляет приблизительно три года. Первый из них посвящен служению людям, второй отводится для служения Богу, а третий предназначен для заботы о своей душе. Дервиш ведет жизнь полную суровых ограничений, слушаясь приказов старших, а также выполняет очень трудную и тяжелую работу.

Однако, вместе с этим, посвящение позволяет ему принять участие в таинстве космического танца, возглавляемого шейхом, которое называется "сама". Облаченные в белые одеяния, являющиеся символом савана, в длинном и высоком тюрбане, ассоциирующимся могильной плитой, укутанные в длинные черные плащи, символизирующие могилу, которые сбрасываются на землю в самом начале танца и означают освобождение от уз плоти для нового духовного рождения, дервиши вращаются в танце вокруг своего мастера как планеты вокруг сияющего Солнца. В ходе такой церемонии, под ритмичные удары барабана и мелодию флейты, происходит высшее единение с Божественным.

Источник силы и вдохновения Руми – его бесконечная любовь, переживаемая в этом мире, но абсолютно укорененная в Божественном. Не многим удавалось проникнуть в таинство мистической молитвы, так, как ему. Каждая его молитва была величайшей благодарностью Божественному, песней, исходящей из самого сердца. Переживая любовь и неразрывное единство с Богом, он вознесся в зенит света и радости из бездонной бездны мрака и страданий.

Сам Руми подвел итог всей своей жизни парой строк: "А в конце – не более, чем эти три слова: я загорелся, горел и сгорел". И еще: "После моей смерти не стоит искать меня в земле – вы сможете найти меня лишь в сердцах просветленных людей".

Добавить в закладки

отзывы

0
Авторизуйтесь, чтобы добавить отзыв.